Каникулы закончились, праздник жизни, как говорится, подошёл к концу, надо возвращаться к тяжёлым школьным будням. И возвращение это одинаково тяжело для второклассника и десятиклассника, потому что ни у кого уже нет иллюзий по поводу школьной жизни.
Обычно новый учебный год начинается для каждого ученика тем, что даётся зарок начать жизнь с чистого листа: «Вот в этом году я всем покажу!». Что именно «покажет» - зависит от жизненных ориентиров. Кто-то пожелает из троечников в отличники выбиться. Кто-то стать лидером класса. Кто-то освоить боевые искусства, начать участвовать в интеллектуальных олимпиадах.
Одним словом, первое сентября очень похоже на понедельник, с которого жизнь начинается заново. А после понедельника приходит вторник, который почему-то рассеивает все радужные мечтания, как дым. Знакомо? Конечно, мы сами в детстве и молодости проходили через это. А раз проходили, значит, есть опыт, который может быть полезен собственному ребёнку.
Вечный понедельник
Вполне очевидно, что помощь должна заключаться в том, чтобы благие начинания не рассеялись, а переросли в нечто большее. Для этого нужно вспомнить, что именно мешало вам в те времена. Вы решили начать новую жизнь, а тут появляется Марья Ивановна, и говорит: «Здравствуй, мой дорогой двоечник! Приступим?» Какие тут начинания, когда тебе напомнили, что ты неудачник, отбросили к ошибкам прошлого?! И всё, начинается вторник, а с ним происходит возвращение к привычной модели поведения.
Поэтому 1 сентября отбросьте все претензии из прошлого к своему ребёнку. Нацеливайте его на новый виток достижений независимо от препятствий, которые ему придётся преодолеть. Это важный урок для ребёнка – научиться отпускать прошлое, прощать себе свои ошибки, освобождать себя для новой жизни. Несмотря на Марью Ивановну. Или, даже, благодаря ей, той, которая «свято не верит» что у вашего ребёнка может что-то получиться. Ну, а чтобы ребёнок проникся вашим оптимизмом, он у вас должен быть неподдельным.
Краткий курс адаптации
1. Чтобы быть полезным своему ребёнку в начале учебного года, выясните, чего он ждет от предстоящего цикла, какие надежды на него возлагает, чего хочет. У ребёнка наверняка имеются идеи, чем бы он хотел заняться. Обсудите вместе с ним, что для этого нужно, и чем именно вы можете ему помочь. Это будет вашим общим делом на весь учебный год.
2. Не надо сразу давить на успеваемость. Вы же помните, как это угнетало вас в своё время? Если у ребёнка в самом начале года низкая успеваемость, значит, для этого есть именно психологические причины, связанные с нежеланием идти в школу. На самом деле первые недели учёбы не сложные, учителя больше уделяют внимание повторениям. Двойки в первые недели учебы – это сопротивление школе, отрицание ее. Вам надо не ругать ребёнка, а выяснить причину психологического конфликта и устранить её. Так вы поможете расчистить путь к новым достижениям, о которых мы говорили в пункте 1.
3. Постарайтесь устранить из общения со своим ребёнком малейшую нервозность. Будите его по утрам чуть раньше, чем надо, чтобы он мог «прийти в себя», без спешки собраться в школу, и при этом не опоздать. После школы не спрашиваете ребёнка об оценках, спрашивайте о нем самом. Он восстанавливает перерыв в отношениях с одноклассниками и учителями. Это непростое в психологическом плане время, многое изменилось за лето, в том числе, и в нём самом. Поэтому ему нужна комфортная психологическая обстановка дома, чтобы он мог спокойно осмыслить перемены.
4. Делайте всё возможное, чтобы школа не вызывала негатива у ребёнка. А для этого никогда не ругайте школу и учителей в его присутствии. Даже Марья Ивановна может расцениваться, как отличный тренинг для личностного развития. Школа не только знания по предметам даёт, но и преподает отличные уроки жизни. А любой урок можно решить, только если оптимизм является главным орудием. Вот с оптимизма и начните.