Самое главное приданое или наследство, которое можно дать своим детям – это способность ЖИТЬ, способность получать уроки, которые преподносит жизнь, извлекать из них опыт, способность преодолевать трудности. Это я поняла уже давно, просто однажды, представила ту минуту, когда меня не станет. Вот, улетел ангел-хранитель на небеса. Встречу с небесами отменить не может никто, и даже не знает время этой встречи. И с чем останется малыш? Даже если ему уже за 20, он все равно еще малыш, и будет для мамы таким и в 60 лет.
Многие полагают, что истинное наследство – это деньги, бизнес, недвижимость. Но если ребенок не умеет ЖИТЬ, то материальные блага его погубят. Научить ребенка понимать смысл того, что с ним происходит, находить решения в сложных ситуациях – вот это наследство. И тогда, что бы ни случилось, он сможет выбраться. Даже если весь мир пойдет ко дну, ребенок сможет найти точку опоры.
Смысл жизни и доверие к ней
Наверное, это совсем не странно, что после аварии моя дочь изменилась. Случившееся на нее сильно подействовало. Есть сотрясение мозга, а есть сотрясение самой основы существования. И именно это произошло: «Я не могу понять смысл своей жизни. Зачем? Зачем я, ты, мы? Сейчас я есть, и вдруг меня нет. А зачем тогда все было?»
Я отмечаю про себя, что это отличный результат: если авария привела к переоценке ценностей, то, значит, моя дочь демонстрирует внутреннюю силу. Есть надежда на многие достижения в жизни, потому что они, эти достижения, возможны только для тех, кто умеет меняться вплоть до клеточного уровня, используя жизненные уроки.
Но точно также я знаю, что эти изменения не обязательно будут в лучшую сторону.
- Ты спрашиваешь о смысле? Есть разница, когда ты спрашиваешь, чтобы узнать этот смысл, и когда ты просто утверждаешь, что смысла нет. На словах это выглядит одинаково. Но в одном случае ты хочешь найти смысл, а в другом – отрицаешь его наличие. Первый вариант – это цель. Второй вариант – это отрицание самой жизни.
Я понимаю, что сейчас в жизни моей дочери наступил важный момент: она либо скатиться к негативу и будет жить одним днем, сознательно отвергая все самое лучшее и доброе, либо захочет найти этот пресловутый смысл, и доброе, лучшее станет частью ее жизни. Я не могу защитить дочь от жизненных невзгод, но когда придут эти невзгоды, должна сделать все, чтобы ею был сделан верный выбор. Наверное, именно так должен действовать ангел-хранитель.
Уроки жизни, или оплеухи реальности
Родителей нынешней эпохи можно разделить на две категории: те, которые учат своих детей выживанию, и те, которые учат жизни.
Первые говорят: «Твое выживание – самое главное. Ты должен жить, что бы ни случилось. Дерись, не давай себя в обиду, умей за себя постоять, мобилизуй свой ум, меняйся, если требует ситуация, прояви силу и целеустремленность. И тогда ты будешь выше всех, и у тебя будет все».
Вторые говорят: «Любовь, человечность, добро, честность, преданность – это и есть жизнь. Без этих качеств жизнь лишена смысла, пуста, не имеет ценности. Если ты будешь «ходить по головам», то лишишься любви, и останешься одиноким».
И, действительно, те, кто воспитывался первой категорией родителей, существа скептичные, ни во что не верящие и до ужаса одинокие. А те, кого родители воспитывали по второму сценарию, имеют много друзей, любовь своих родных, но с материальными ценностями – большая проблема.
Из столкновения этих противоположностей и состоят все жизненные уроки. Только из них. И каждый решает эту проблему по-своему. Я не хочу, чтобы моя дочь была одинока и несчастна. Не хочу и бедности для нее. И по себе знаю, что только самостоятельно она сможет выработать собственный синтез, собственный неповторимый подход к жизни.
Быть рядом
А если все это так, то самое главное, что нужно сделать матери в отношении своего ребенка – это помочь ему наработать внутренний стержень, опору его собственной вселенной, в которой он будет черпать силу. Не от близких, не используя любовь и помощь других людей, как костыли, а сам станет источником этой силы, на которую смогут опереться окружающие. Вот тогда можно быть спокойным за свое дитя.
Моя дочь рассказала, что единственной мыслью, которая у нее была сразу же после столкновения – мысль о невозможности помочь своим друзьям: «Видела, что подруга бьется в конвульсиях, но не могла вспомнить, как надо помогать. А ведь я – будущий медик! Просто в самый важный момент все забыла…»
Вот! Вот этот стержень! Еще не стальной, еще пока дает мало внутренней опоры, но он есть, и именно его нужно помочь отточить. А для этого нужно не мешать жизни – она умеет обтачивать стержни. Просто быть рядом, чтобы в нужный момент напомнить о существовании силы, которая внутри.