Воспитание – это та область, в которой каждый мнит себя специалистом. А уж те, кто имеет детей, считают себя сведущими во всех вопросах детской психологии и педагогики. Понимание приходит со временем, когда появляются плоды воспитания, и далеко не всегда ожидаемые.
Когда пенсия уже не за горами, здоровье оставляет желать лучшего, а выросшие и давно живущие своими семьями дети навещают все реже и реже, многие люди начинают бояться на старости лет остаться одинокими, немощными и никому не нужными. Они переживают, что ставшие взрослыми дети не захотят за ними ухаживать, как часто говорят - "некому будет стакан воды подать".
Уважительное отношение к пожилым людям закладывается в раннем детстве. Банальная истина – что посеешь, то и пожнешь, подтверждается из поколения в поколение. Вымещая на ребенке свои обиды, обращаясь с ним сурово, и не всегда справедливо, не брезгуя телесными наказаниями и словесными унижениями, родители готовят себе на старость горький хлеб. Привыкший к несправедливости взрослого мира, ребенок будет глух к чужим страданиям, ведь когда он сам страдал, никто не приходил ему на помощь.
Если бы в конце каждого дня родители вспоминали и анализировали, о чем они говорили со своими детьми, то наверняка сделали бы вывод: все разговоры велись о материальных потребностях, выполнении ребенком ежедневных обязанностей, об оценках в школе или же это были нравоучения.
Намного реже родители говорят о духовных потребностях, о состоянии души сына или дочери. Почти каждый день дети слышат вопросы: сытно ли поели, тепло ли оделись? Но далеко не каждый день их спрашивают: «Читаешь? А что там интересного?», «Ты поссорился с другом, а из-за чего?», «Что-то у тебя сегодня такое необычное настроение? Что-нибудь случилось?», «А что ты думаешь по тому или иному поводу, мне интересно твое мнение?»
Дети, как и взрослые, испытывают потребность в общении, эмоциональной поддержке, сопереживании, разделении интересов. Все это ребенок должен находить в своей семье, у самых близких ему людей. А о чем мы разговариваем с мужем? То же самое – о делах насущных да о деньгах.
У нас на работе спор разгорелся – нужно ли помогать взрослым детям, и в какой степени. Естественно, все выступали, кто, как думает, а особенно горячилась одна мама взрослого женатого сына, которая считает, что вырастила сына, а теперь имеет право жить так, как сама хочет, а не вешать на себя внуков и помощь молодым. При том рассказывала осуждающе про свою сестру. Но вот про них подробнее…
Жили две девочки, папа у них был военнослужащим, а мама домохозяйкой. Много им пришлось поколесить по свету с родителями, хорошо они знали все трудности военной жизни.
Семья была дружной, папа строгим, но справедливым, только жалко, дома бывал нечасто, все больше на службе, и маме приходилось воспитывать девочек одной.
Телефонный звонок я услышала еще на лестничной площадке. Кто-то настойчиво ждал моего ответа. Почему-то стало тревожно... Я быстро отперла дверь, вошла в квартиру и сняла трубку. Успела.
- Слушаю!
А в трубке торопливый дочкин говорок:
Что такое капризы? Почему они возникают, каковы их причины? Как с ними бороться? Пожалуй, отвечать надо с последнего вопроса, хотя ответ и может показаться парадоксальным: не надо бороться с капризами, ибо ребенок видит внимание к своим выходкам и это усугубляет положение, поощряет малыша к новым проявлениям своеволия. Бороться надо не с капризами, а с их причинами, устранять обстоятельства, порождающие их.
...По улице шла женщина с ребенком. В витрине с игрушками мальчик увидел подъемный кран.
- Купи! - потребовал он.