«Вот пойдёшь в школу, там тебя всему научат», - слышит малыш от родителей, заранее представляя школьную жизнь в виде каторги. «Да пускай набегается, наиграется в последние денёчки», - подкрепляют его опасения бабушки и дедушки. Так, сами того не осознавая, взрослые готовят свое чадо к некой «тюремной» жизни...
У ребёнка происходит наслаивание негативных ощущений, что, якобы, в школе ему будут навязывать что-то очень трудное, хочешь - не хочешь, а лишат всяких игр и развлечений. Это почти конец света! Ну, уж конец радостной и беззаботной жизни точно.
Есть и другие крайности - когда родители пытаются обучить ребенка чтению, письму и счету до школы. Причем в то время, когда сверстники гоняют мяч на солнышке, а ваш будущий ученый должен сидеть и считать ненавистные палочки. Или в качестве наказания за какую-нибудь провинность прочитать целый абзац! Этот ужас для малыша запомнится надолго, и вряд ли после этого он захочет стать главным бухгалтером, директором банка или разработчиком проектов.
Вспомните свои школьные годы... Разве они ассоциируются у вас с адом? Скорее, наоборот, с самым беззаботным и чудесным временем. Почему же для вашего ребенка это должно нести такой груз проблем? Переходных этапов будет впереди ещё много: поступление в университет, устройство на работу и т.д.
Так давайте поможем ребенку сразу настроиться на позитивный лад и влиться в школьный процесс без осложнений. В первой части мы обсудили важность индивидуального подхода, сегодня рассмотрим физическую и психологическую составляющие подготовки детей к школе.
Большое значение для первоклассников имеет общение в коллективе. Необходимо объяснить ребёнку, что дети (да и взрослые) бывают разные, нужно просто принять их такими, какие они есть. Не выделять своего ребёнка, говоря, что он особенный, и к нему нужен особый подход (хотя учителя стараются это делать, но опять же помните о комплектации классов: это просто физически невозможно). Поэтому сразу объясните, что если учитель даёт задание, то это относится ко всем. Не нужно ждать особого приглашения.
Можно долго дискутировать по поводу современного отечественного образования, однако одно нельзя отрицать: как только ребенок приходит в школу, он тут же попадает в стрессовую ситуацию. Это называется «посвящение во взрослую жизнь», жизнь, в которой недолгие периоды затишья и благоденствия перемежаются длительными стрессами в школе, в институте, на работе.
Поэтому, если вы хотите облегчить своему ребенку существование, не нагнетайте стресс еще больше. Отодвиньте в сторону свои тщеславные устремления, свои радужные мечты о том, каким выдающимся станет ваше чадо, и постарайтесь сделать все необходимое, чтобы ребенок как можно быстрее приобрел устойчивость к стрессу. В принципе, это единственное полезное умение в нашей жизни, а все остальные базируются на том, способен ли ребенок выдерживать длительные нагрузки, или нет.
Живущий в стране радуг и единорогов, ребенок вдруг оказывается грубо выдернут из этой идиллии, и помещен в первый класс. И тут с удивлением обнаруживает, что он должен, обязан. Это называется дисциплиной, но фактически это принуждение и ограничение без права голоса. Ребенку сложно понять, почему он обязан делать уроки, если хочется спать, или есть, или играть. Обычные живые побуждения, которые доставляли ему радость, натыкаются на стену, непредвиденное и непреодолимое препятствие. Почему ребенок не должен сопротивляться?
Итак, тщеславие родителей, принуждение ребенка, навязанное чувство долга и лишение удовольствия – это факторы, которые загоняют ребенка в стресс на все 11 лет учебы в школе. И именно этот путь, к сожалению, выбирает большинство родителей. Гораздо сложнее научить ребенка получать удовольствие от обучения, и в этом терпят фиаско и родители, и преподаватели. Есть ли какие-то правила и методики, которые бы научили этому?
Правило первое
Ребенку не нравится то, что дается тяжело. Поэтому начинайте выполнять домашнее задание с того, что у него получается легче. При этом акцентируйте внимание на том, насколько хорош ваш ребенок в этом, насколько он сообразителен. Преувеличивайте смело – так вы подготавливаете его к выполнению более трудного задания.
Какая мать не мечтает, чтобы ее ребенок вырос гением? Ну, или не гением, а просто талантливым, способным человеком, который сможет с удовольствием заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги. С первых школьных дней матери внимательно просматривают дневник своего чада, расстраиваясь, если там появляются четверки, не говоря уже о тройках. Однако не все знают, что хорошие оценки во многом зависят не только и не столько от способностей, сколько от правильных и гармоничных условий жизни вашего ребенка.
Бытует мнение, что физический труд утомляет человека гораздо сильнее, чем умственный. «На то, чтобы играть в футбол с приятелями, у тебя есть силы, а на уроки – нет» - такую фразу можно услышать довольно часто от раздраженных мамочек. Однако не многие понимают, что количество энергии, которое организм затрачивает на сугубо умственную деятельность, порой в несколько раз превышает то, что необходимо для достаточно тяжелой физической работы. Так что у ребенка, действительно, есть силы погонять мяч с друзьями, а вот для выполнения домашнего задания, увы, их не хватает.
Не спешите ругать сына или дочку, если они заняты играми, вместо уроков. Лучше помогите ребенку найти оптимальный режим для умственного и физического труда.