воспитание детей


Ваш ребенок. Детские страхи

Чего боятся и чего не боятся дети? Как правило, боятся того, чего не надо, и не боятся того, чего стоит остерегаться.

Знаете, где чаще всего происходят все ребячьи травмы - ушибы, ожоги, порезы и т.п.? На кухне! Что там, в кастрюле, из которой идет густой пар? А что шипит на плите и аппетитно пахнет? Поставила мама вскипевшее молоко на край стола, на минутку отвернулась, а любопытный малыш потянул на себя клеенку и опрокинул кастрюлю. Если высоко, он может и табуретку притащить, и взобраться на нее - во все ему надо свой носик сунуть!

Мамина стирка - настоящий праздник! Еще бы, белье кипит, пар идет, мыльная пена вылезает из таза! Стоит второпях поставить на пол таз с прокипяченным бельем или раствор стирального порошка, малыш уже тут как тут.


Развиваем любознательность

Детская психология утверждает, что внимание ребенка в раннем детстве не поддается сознательному управлению, оно непроизвольно. Поэтому важно, чтобы окружающее было интересным для вашего малыша. Воспитание ребенка и развитие любознательности неразрывно связаны. Воспитание в семье играет в этом огромную роль.

Любопытство, любознательность, стремление действовать с многочисленными игрушками, желание узнать, что это такое, - все это должно поощряться взрослыми. Нет специального времени для умственного развития малыша? Используйте для этих занятий игры, прогулки. Ведь мало просто занять малыша - необходимо организовать его жизнь так, чтобы постоянно поддерживать его интерес к окружающему миру.

В воспитании ребенка играют серьезную роль игрушки. Их не должно быть много, но важно, чтобы они были разнообразными. Это игрушки для игр, в которых малыш изображает действия взрослых (куклы, наборы посуды и мебели, звери, птицы). Обязательно нужны игрушки для подвижных игр (мячи, каталки, машинки), для сборки и разборки (матрешки, пирамидки), материал для построек (кубики, конструкторы). Должны быть в арсенале и простейшие орудия труда (лопатки, совки, ведерки).


Соперничество

Воспитание ребенка – процесс непростой и длительный. Воспитанием в семье, понятно, дело не ограничивается – окружающая среда, школа, улица – весь мир вообще, оказывает значительное влияние на формировании личности ребенка. И проблем у детей с этим самым миром немало.

Всюду они сталкиваются с соперничеством - и в школе, и на игровой площадке. Некоторым детям это идет только на пользу - они прилагают больше старания, ставят себе все новые и новые рубежи. На других соревнование оказывает прямо противоположное влияние, Страшась неудачи, они опускают руки. Жестокая правда в том, что даже пяти- и шестилетние дети могут заработать язву желудка, различные неврозы стараясь выдержать конкуренцию. Но, как бы болезненно не воспринимали соперничество ваши дети, в конечном итоге они должны научиться существовать в этих условиях.

Как помочь детям в подобных случаях? Очень многое в воспитании устойчивости и умения правильно понимать дух соперничества зависит от родителей. Если у вас в семье несколько детей, обязательно научите детей не только играть, но и проигрывать. В сущности, любая игра подразумевает, как минимум, одного победителя и одного проигравшего, и каждому приходится быть по очереди то тем, то другим. Покажите своим малышам, как вы реагируете на поражение. Расскажите им о своих неудачах, например, как однажды пришли второй в беге на длинную дистанцию, как были огорчены и одновременно горды тем, что участвовали и сделали все, что было в ваших силах,


Воспитываем сочувствие и сострадание

При воспитании ребенка с самого раннего возраста особое внимание нужно уделять воспитанию в детях сочувствия, сопереживания, сострадания. Если эти моменты в воспитании ребенка упущены, впоследствии отсутствие этих качеств может обернуться трагедией и для родителей, и для самих детей.

А ведь воспитание сострадания, сопереживания, сочувствия к близким и родным, к окружающим людям, животным – не такая уж непосильная задача, если сами родители обладают этими качествами.

При знакомстве малыша с теми или иными явлениями окружающего мира, чтении книжек старайтесь обращать его внимание на нравственную сторону происходящего, и сами давайте оценку действиям других людей: «Ой, как мальчик плохо сделал - он толкнул сестру» или: «Какой дядя молодец, он помогает старенькой бабушке перейти через дорогу».


Как научить ребенка слову «нельзя»?

Воспитывая ребенка, с одной стороны, всячески поощряя его любознательность, родители невольно начинают с ней бороться, если она становится чрезмерной. Прививая интерес к игрушкам, различным предметам, родители требуют от малыша, чтобы он уступал их сверстникам, делился им, не отнимал у других то, что ему понравилось.

Точно также взрослые поддерживают самостоятельность малыша, и в то же время во многих случаях вынуждены ограничивать ее. Иногда это делается без учета особенностей детской психологии, и ребенку такие требования взрослых могут показаться противоречивыми. Почему одно можно, а другое нельзя?

Детям второго и третьего года жизни мало посмотреть на заинтересовавший его предмет. Они должны его пощупать, потрогать, попробовать на вкус. Малыши в этом возрасте довольно подвижные, ловкие, умелые, они могут легко забраться на стул, стол, на подоконник, чтобы добраться до того предмета, которые их заинтересовал.