Воспитание ребенка – процесс непростой и длительный. Воспитанием в семье, понятно, дело не ограничивается – окружающая среда, школа, улица – весь мир вообще, оказывает значительное влияние на формировании личности ребенка. И проблем у детей с этим самым миром немало.
Всюду они сталкиваются с соперничеством - и в школе, и на игровой площадке. Некоторым детям это идет только на пользу - они прилагают больше старания, ставят себе все новые и новые рубежи. На других соревнование оказывает прямо противоположное влияние, Страшась неудачи, они опускают руки. Жестокая правда в том, что даже пяти- и шестилетние дети могут заработать язву желудка, различные неврозы стараясь выдержать конкуренцию. Но, как бы болезненно не воспринимали соперничество ваши дети, в конечном итоге они должны научиться существовать в этих условиях.
Как помочь детям в подобных случаях? Очень многое в воспитании устойчивости и умения правильно понимать дух соперничества зависит от родителей. Если у вас в семье несколько детей, обязательно научите детей не только играть, но и проигрывать. В сущности, любая игра подразумевает, как минимум, одного победителя и одного проигравшего, и каждому приходится быть по очереди то тем, то другим. Покажите своим малышам, как вы реагируете на поражение. Расскажите им о своих неудачах, например, как однажды пришли второй в беге на длинную дистанцию, как были огорчены и одновременно горды тем, что участвовали и сделали все, что было в ваших силах,
При воспитании ребенка с самого раннего возраста особое внимание нужно уделять воспитанию в детях сочувствия, сопереживания, сострадания. Если эти моменты в воспитании ребенка упущены, впоследствии отсутствие этих качеств может обернуться трагедией и для родителей, и для самих детей.
А ведь воспитание сострадания, сопереживания, сочувствия к близким и родным, к окружающим людям, животным – не такая уж непосильная задача, если сами родители обладают этими качествами.
При знакомстве малыша с теми или иными явлениями окружающего мира, чтении книжек старайтесь обращать его внимание на нравственную сторону происходящего, и сами давайте оценку действиям других людей: «Ой, как мальчик плохо сделал - он толкнул сестру» или: «Какой дядя молодец, он помогает старенькой бабушке перейти через дорогу».
Воспитывая ребенка, с одной стороны, всячески поощряя его любознательность, родители невольно начинают с ней бороться, если она становится чрезмерной. Прививая интерес к игрушкам, различным предметам, родители требуют от малыша, чтобы он уступал их сверстникам, делился им, не отнимал у других то, что ему понравилось.
Точно также взрослые поддерживают самостоятельность малыша, и в то же время во многих случаях вынуждены ограничивать ее. Иногда это делается без учета особенностей детской психологии, и ребенку такие требования взрослых могут показаться противоречивыми. Почему одно можно, а другое нельзя?
Детям второго и третьего года жизни мало посмотреть на заинтересовавший его предмет. Они должны его пощупать, потрогать, попробовать на вкус. Малыши в этом возрасте довольно подвижные, ловкие, умелые, они могут легко забраться на стул, стол, на подоконник, чтобы добраться до того предмета, которые их заинтересовал.
А.С.Макаренко говорил: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре".
Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел.
"Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало", - рассуждают они. Такое отношение к играм детей глубоко неверное, ошибочное. Прежде всего, потому, что игра имеет огромное значение в воспитании детей, вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка.
Воспитание детей – процесс длительный и требующий постоянного внимания. Тогда вы не пустите времени, когда ваш ребенок начинает меняться, проявлять какие-то новые черты, связанные с взрослением. Так, многие родители замечают, когда их ребенок начинает осознавать себя как личность, как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.
В раннем возрасте дети лишены этого ощущения. Долгое время ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке. Ему трудно осознавать себя отдельной личностью. Отношение к себе дети копируют с взрослых. Они называют себя, по имени, обращаются в третьем лице, беседуют сами с собой.
Осознание обычно происходит к трем годам. Ребенок становится все более самостоятельным, он может многое делать сам, обходясь без помощи взрослых, у него появляются навыки самообслуживания. Это выражается и в том, как он начинает говорить о себе: «Я бегаю», «Возьми меня», «Дай мне». Таким образом, он начинает отделять себя от других людей.