Может ли писатель, опубликовавший за всю свою жизнь только одно произведение, стать известным на весь мир? Пожалуй, это больше похоже на сказку. Но именно так случилось с обычной американкой Маргарет Митчелл, чей роман «Унесенные ветром» стал настоящим бестеллером.
Маргарет родилась в 1900 году в Атланте. Ее предками были богатые плантаторы, участники Гражданской войны в США на стороне южан. Детство Маргарет Митчелл проходило в атмосфере постоянных разговоров о традициях американского Юга, о богатых плантациях, которыми владели оба деда будущей писательницы.
В 22-летнем возрасте девушка поступила на работу журналисткой в издание «Атланта Джордан». Впрочем, ее репортерская карьера была недолгой: через несколько лет Митчелл получила серьезную травму ноги и ушла из редакции. Ей было тогда всего 25 лет, незадолго до этого она вышла замуж за Джона Марша, страхового агента. У Маргарет Митчелл это был уже второй брак, ее первый муж, обладавший весьма буйным нравом, был убит где-то на Среднем Западе. Так молодая, и никому, по большому счету, неизвестная журналистка превратилась в обычную домохозяйку.
Даже, если бы Зинаида Николаевна Гиппиус не написала ни одной из своих книг, она все равно была обречена остаться в истории русской культуры XX века. Незаурядность ее ума, таланта, характера на протяжении десятилетий привлекала к себе внимание, пожалуй, всех выдающихся людей нашего столетия.
Даже внешне она выделялась из общего круга. Надежда Тэффи вспоминала: "Одевалась она очень странно. В молодости оригинальничала: носила мужской костюм, вечернее платье с белыми крыльями, голову обвязывала лентой с брошкой на лбу. С годами это оригинальничанье перешло в какую-то ерунду. На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль".
А секретарь Мережковских Злобин, имевший возможность наблюдать Гиппиус в обыденной обстановке, признавался: "Странное это было существо, словно с другой планеты... Цель ее мистификаций - отвлечь от себя внимание. Под разными личинами она скрывает, прячет свое настоящее лицо, чтобы никто не догадался, не узнал, кто она, чего она хочет".
30 июля исполнилось 200 лет со дня рождения английской писательницы Эмили Бронте. Эта женщина, прожившая недолгую жизнь - всего 30 лет, вошла в историю, прежде всего, как автор романа «Грозовой перевал», а ещё как сестра еще двух, не менее известных писательниц Шарлотты и Энн Бронте и поэта и художника Патрика Бренуэлла Бронте.
Семью Бронте можно назвать уникальной по числу выросших в ней литературно одаренных людей. Глава семейства, англиканский священник Патрик Бронте, писал стихи и рассказы, а его жена Мария Бренуэлл создала религиозно-философский трактат, который, правда, так и не был опубликован. Всего у них было шестеро детей - пять дочерей и сын, но две старшие девочки, Элизабет и Мария, умерли, когда им было десять и одиннадцать лет. Остальные же четверо еще в детстве начали сочинять разные истории, и уже тогда было ясно, что все они унаследовали творческие способности своих родителей.
Патрик и Мария Бронте, вырастившие четырех писателей
Англоязычный мир читает книги Энид Блайтон с конца 1930-х, а в рейтинге самых переводимых авторов к 2008 году она занимает почетное шестое место, уступая книжкам по мультфильмам студии Disney, Агате Кристи, Жюлю Верну, Владимиру Ленину и Уильяму Шекспиру. Нельзя сказать, чтобы имя Блайтон было совсем незнакомо нашему читателю: около полутора десятков ее повестей переведены на русский язык, но они не дают представления, насколько велика ее популярность в той же Великобритании, Канаде, Австралии, Индии. Успех Джоан Роулинг буквально меркнет на этом фоне.
Энид Блайтон родилась в 1897 году в Лондоне в семье мелкого служащего, увлеченного рисованием, фотографией и музыкой. Томас Кэри Блайтон, отец будущей писательницы, впоследствии оказался удачливым бизнесменом и сумел оплатить всем своим трем детям учебу в частных школах. Энид, самая старшая, училась блестяще, ей прочили карьеру пианистки, но она стала учительницей. Больше того, в середине 1920-х она открыла собственную начальную школу. Впрочем, ее директором Блайтон пробыла недолго: она уже вышла замуж, попробовала силы в писательском ремесле (начав, правда, со стихов) и основала собственный детский журнал "Sunny Stories". Он завоевал небольшую, но лояльную аудиторию, которая и обеспечила Блайтон настоящую популярность через несколько лет.
Успех пришел к Энид Блайтон в 1938 году, когда увидела свет ее первая повесть "The Secret Island" ("Секретный остров"). Герои книги - четверо детей младшего и школьного среднего возраста (автор так и не сообщает, сколько кому лет, следовательно, любой читатель может примерить историю на себя) - отправляются прочь из постылого дома на остров, где успешно прячутся от взрослых и живут совершенно самостоятельно. Нельзя сказать, чтобы это была очень свежая фабула: в истории англоязычной детской литературы были уже и "Отважные капитаны" Киплинга, и "Маленькие женщины" Луизы Мэй Элкотт, и полный комплект бесценных пособий по жизни в лесу и поле Эрнеста Сетона-Томпсона, чьи "Маленькие дикари" входили в стандартный скаутский список для чтения. Но что-то в книжке Блайтон задевало нужную струну в детях 1930-х годов: то ли приключения новых героев происходили у них под боком, то ли говорили они нормальным, современным языком. В результате, даже разразившаяся война, которая было почти совсем заморозила издательскую деятельность в Великобритании, не остановила поток книжек новой звезды английской детской литературы.