«Если с начала начинать - далеко жизнь «отматывать» придется. С мужем мы расстались, когда Светке было 13 лет. Я ни сном - ни духом, но мне доложили, что у него другая семья. Ничего не оставалось делать, как разводиться, хотя, уже потом поняла: если бы подруги, родители и коллеги не насели со всех сторон с сочувствиями и возмущениями, может, я бы и простила его. Всякое в жизни случается. А так, он ушел в ту семью, и думать забыл про нас со Светкой. Алименты перечислял, а больше ничего - вычеркнул из жизни.
Квартиру разменяли, я оказалась с ребенком в «коммуналке» в одной комнате, а ему «однушка» досталась - оказывается он туда, непонятно как, маму прописал. Зажили мы со Светкой сами по себе, а тут моя мама стала уговаривать съехаться, соединить жилье. Мол, и за ребенком присмотр, мне полегче будет, да и она старая, трудно одной. И я согласилась, хотя все, кто знал, отговаривали.
Сначала, пока в себя после развода приходила, вроде и ничего жилось. Я работала на двух работах, старалась заработать побольше, а Светка с бабушкой была. А когда немного отошла от всех перипетий, поняла, что своей жизни у меня нет, и не будет. С двух сторон мама и дочка твердили, что я должна жить для них, что одна старая, а вторая малая - им помощь нужна, что мне уже поздно о себе думать и так далее.
Да вообще найти кого-то в моей ситуации совсем непросто. Куда-то пойти одной - вроде неудобно, на работе, в основном, женский коллектив. Даже если и познакомишься, то домой не пригласишь - мама и дочка вместе бдят. Был у меня друг, замуж звал, но мои как взбунтовались - скандал за скандалом. Как меня только мать не обзывала, не стесняясь ребенка - не расскажешь! Вобщем, отказалась я от замужества и с другом порвала. Так и жила…
Дочь выросла, учиться дальше не захотела, родила без мужа. Стали мы вчетвером жить. Светка не работала, мама на пенсии, ребенок подрастает - вот я одна и тянула всех. Потом Светка вроде как замуж вышла - гражданским браком жить стала. Она к мужу ушла, а сына нам оставила. Мальчишка умненький подрастал, но с ним заниматься надо было, а у меня времени нет – в трех местах работала. Ну, а мама моя без образования - чему она научит?!
Светка же наслаждалась семейной жизнью, сына видела по выходным, да и вообще, второго ребенка рожать вздумала. Когда я попыталась что-то посоветовать, она мне рот заткнула, сказала, что это ее жизнь, а соваться мне туда нельзя. Мол, свою построить, как следует, не смогла, нечего и других учить. Когда родилась девочка, про старшего сына они совсем забыли. Дениска маму с папой по выходным и то не каждый раз видел. А уже большой, в школу пошел.
Я стала болеть, пришлось уйти с дополнительных работ, а на основной денег платят немного, но как-то кручусь. Вот и жили - материна пенсия и моя зарплата. На сына Светка денег не давала, говорила, что это моя обязанность - с внуком сидеть. Да и куда мне деньги-то еще нужны - только на питание. В 53 года пора забыть про наряды и прочие излишества и донашивать то, что есть. Вот я и донашиваю, да еще много знакомые отдают, понимают, что трудно живется.
Ну, это все бы ничего, притерпелась как-то, и от внука радости много. Но тут Светка решила, что пора собственным жильем обзавестись. Как уж ей удалось, но она продала нашу с матерью квартиру и купила новую, большую. И съехались все вместе – мы с мамой, дети и они.
С бабушкой у Светки отношения получше, потому что та пенсию всю до копеечки отдает и слушается ее беспрекословно. А у меня со всеми проблемы. Мешаю я им. Светка уже не раз говорила: «Уходи отсюда и снимай комнату!» А на что снимать? Я бы и рада, но мне моей зарплаты только-только на еду хватает.
Так и живем. Зять в лучшем случае только здоровается. Внука, которого я вырастила, против меня настраивают, хотя заниматься теперь приходится обоими детьми. Дениска совсем перестал слушаться, говорит, мама называет тебя дурой, и что ты ничему хорошему не научишь.
Вчера вернулась из больницы, месяц там пролежала. Так Светка вышла из комнаты, посмотрела и в глаза бросила: «Лучше бы ты не возвращалась, так без тебя хорошо было!» Не дай Бог никому дожить до такого. Знающие люди подсказывают, что я могу опротестовать сделку по продаже нашей квартиры, потому что согласия на продажу не давала (да меня никто и не спросил), что я могу по суду разменять и эту квартиру, выделив себе хотя бы комнатушку где-то. Но как я могу пойти против родной дочери? Может в том, что она такая жестокая, и моя вина есть?
Развестись с мужем можно, а как быть с родной кровиночкой? Получается, что всю жизнь я зря прожила, всем мешаю, ненужной стала. А впереди старость, болезни. Хорошо, если меня хоть в «дом престарелых» возьмут, а если нет? Под забором умирать? За что мне такая жизнь?»