Меня всегда интересовало, для чего ставят штрихкод и какую информацию он несет о товаре и как можно по штрихкоду определить страну-изготовителя. Разобравшись, я решила, что такую информацию полезно знать всем.
Штриховой код несет в себе закодированную информацию о товаре и его производителе. Штриховое кодирование товара вообще-то предназначено облегчить работу производителей и продавцов по контролю и учету движения товаров.
Штриховой код EAN — это числовой код, представленный определенной комбинацией последовательно расположенных штрихов и промежутков между ними и присваиваемый единицам учета (товару) в соответствии с нормативными документами национальной нумерующей организации. В Российской Федерации штриховые коды присваиваются Ассоциацией ЮНИ-СКАН/ GS1 Russia.
Обычно штриховой код содержит 13 цифр, благодаря которым номера никогда не повторяются. Первые 2(3) цифры штрихкода обозначают код страны-изготовителя или продавца товара, следующие 4 цифры обозначают код фирмы, изготовившей товар, далее 4 цифры означают код товара (наименование товара), последние 1-2 цифры — контрольные и служат для проверки правильности штрихкода (для сканера).
На товарах, продаваемых в России, чаще всего встречаются следующие штриховые коды:
- 00-13 - США и Канада
- 30-37 — Франция
- 45 и 49 — Япония
- 80-83 — Италия
- 400-440 — Германия
- 690-691 — Китай
- 474 — Эстония
- 475 — Латвия
- 477 — Литва
- 482 — Украина
- 590 — Польша
- 869 — Турция
На самом деле штрихкод предназначен вовсе не для покупателя, а для сканера в магазине. Покупателю штрихкод вообще не нужен, так как предназначен не для него и гарантией качества не является. Единственное, что может сделать покупатель, покупая товар, — убедиться в наличии штрихкода. Если его нет на каких-то российских товарах — это означает, что данная продукция не продается на экспорт. Ну и еще можно точно определить страну-изготовителя и понять, не выдает ли продавец китайский ширпотреб за итальянский эксклюзив.