Каждое лето в детстве я проводила в доме бабушки и дедушки, в старинном маленьком городке Звенигороде. Семья у нас была большая, и вся она собиралась каждую субботу в сиреневой беседке для чаепития. Невольно сейчас мне вспоминаются стихи Пушкина:
У нас тоже был двухведерный самовар. К чаепитию готовились всей семьей: взрослые ходили за водой на родник, дети в сосновой роще собирали шишки. Потом дедушка заливал воду, закладывал шишки и специальным сапогом раздувал огромный медный самовар.
Когда самовар закипал, его ставили на стол, приносили варенье и свежеиспеченный хлеб, а бабушка разливала чай по чашкам. Каким же вкусным был этот чай, и как уютно и тепло было за этим столом! А символом уюта и гостеприимства был самовар.
Я всегда, как зачарованная, смотрела на него, и однажды дедушка рассказал мне много интересного о самоваре.
Оказывается, прапрадедом самовара был сбитник - что-то вроде чайника с раскаленной трубой для углей внутри. В нем, в старину, варили питье с медом и травами.
Затем появились целые кухни – самовары. В них было три, а то и четыре отделения: для варки щей, напитков, каши и для кипячения воды.
Первыми по настоящему чаевничать стали москвичи. В Петербурге чаю долго предпочитали кофе, но, оказывается, и кофе когда-то варили в самоварах. Вот в Москве-то, в Замоскворечье и была открыта в 1776 году первая фабрика А. Шмакова по производству самоваров, а уже позже они появились на Урале, в Ярославле и других городах России.
Но в искусство самоварное дело возвели туляки. Первым открыл свою мастерскую слесарь-одиночка И. Лисицын в 1778 году, а впоследствии таких мастерских открылось довольно много, может быть, потому их изделия разительно отличались друг от друга.
Позднее, уже став взрослой, я побывала в Туле, в музее. Удивлению моему не было предела - какими же фантазерами и выдумщиками оказались тульские мастера! Каких только форм они не напридумывали для самоваров. В музее я увидела самовары в виде репки и луковички, шара и желудя, тюльпана и вазы. Да всего и не перечислишь! Но больше всего меня поразили самовары - паровоз и петух.
Ах, как же они были украшены! На самовары устанавливали витые краны, иногда их было три или четыре, на металлические витые со сканью ручки надевались резные деревянные валики. Сами самовары украшались не только вязью, замысловатой чеканкой и резьбой, но еще и инкрустировались дорогими камнями.
На «тулово» самовара помещались изображения сказочных растений, животных и птиц. Были здесь и ангелы, и милые амурчики, на них ставились даже подсвечники в виде листьев и цветов.
Самовары выпускались самые разнообразные. Они были и огромные многоведерные для трактиров, семейные на полтора-два литра, дорожные, подарочные. Были здесь и совсем маленькие самовары «эгоисты» или «радость холостяка» на полтора стакана.
Многие из нас бывали в Оружейной палате и наверняка видели там драгоценный самовар. И дело совсем не в том, что он покрыт сусальным золотом, драгоценными камнями и инкрустирован слоновой костью, просто это настоящее, бесценное произведение искусства.
Сейчас в Туле выпускается до полутора миллионов самоваров и электрических и жаровых. Часто их расписывают под «гжель» или «хохлому», не забывая о старинных украшениях. Самовары из Тулы приобрели всемирную славу, они экспортируются в 57 стран мира.
Мне уже 60 лет, а я все еще вспоминаю те вечера в Звенигороде, и тот особенный вкус чая из самовара. Я думаю, что все это оттого, что мастера вложили часть души в свою работу. Именно поэтому самовары и располагают к согласию и уюту в доме.