В 1951 году британская разведка в Сингапуре обещала награду в 10 тысяч фунтов стерлингов тому, кто предоставит в ее распоряжение фотографию женщины по имени Вонг. Вскоре в одно из отделений был подброшен пакет с фотографией. В луже крови с валявшимся рядом «кодаком» был сфотографирован смельчак, пытавшийся, видимо, «щелкнуть» легендарную мадам Вонг. До сих пор нет ни одной фотографии, по которой можно было бы с полной уверенностью утверждать - это мадам Вонг.
А ведь, как говорили, ее лицо могло украсить обложку любого модного журнала - красавица Шан считалась дивой ночных клубов Кантона. Выйдя замуж за чиновника по имени Вонг Кунгкит, она рассталась с профессией юности, но отнюдь не для того, чтобы укрыться в семейном гнездышке.
Господин Вонг Кунгкит в качестве основного своего занятия выбрал пиратство и через некоторое время стал грозой торговцев на реке Янцзы, в устье которой расположен Шанхай. Там пересекались интересы всех преступных кланов тогдашнего Китая, можно было сбыть любое количество награбленного и «отмыть» какие угодно деньги. Но в 1946 году Вонг Кунгкит погиб. История его смерти загадочна, полагают, что в ней повинны конкуренты пирата.
Когда, уже решив взять власть в свои руки, два ближайших помощника Вонг Кунгкита пришли к вдове, чтобы та чисто формально одобрила бы названную ими кандидатуру на пост руководителя корпорации, мадам Вонг спокойно их выслушала, сидя в будуаре перед трюмо, где она занималась вечерним туалетом. Пришедшие, рассевшись в небрежных позах, говорили о том, что «фирме» больше нельзя оставаться без хозяина, что за дело должна взяться твердая мужская рука, и они готовы взвалить на себя тяжелую ношу руководства, пусть только мадам укажет, кого из них двоих она предпочитает.
«К сожалению, вас двое, - ответила мадам, не отрываясь от туалета, - а фирме нужен один глава...» После этих слов мадам повернулась, и мужчины увидели, что в каждой руке она держит по револьверу. Небольшие, изящные (их изготовил по заказу в спецмастерской, украсил перламутром и подарил жене в день рождения покойный Вонг Кунгкит), похожие на игрушки револьверы стреляли без промаха. Спрятав оружие в ящик туалетного столика, мадам вызвала охрану и приказала убрать трупы. Так состоялась «коронация» мадам Вонг, и после этого случая охотников говорить с нею о власти в корпорации не находилось.
Звезда «королевы пиратов» восходила стремительно. Жалкие джонки японских и гонконгских купцов уже не занимали ее воображение, и мадам перешла к нападениям на крупные склады в портах и на большие суда. Радист одного из них, мощного португальского сухогруза «Опорто», увидев, как к бокам корабля прижимаются два торпедных катера, вынырнувшие как будто прямо из морской пучины, успел дать сигнал бедствия «SOS».
Как ни спешил на помощь оказавшийся рядом военный корабль, на «Опорто» все было кончено. Один из моряков, раненый, прыгнул за борт и сумел продержаться на воде, дождавшись помощи. Умирая в госпитале, он успел описать внешность молодой женщины, командовавшей нападением. Те, кто помнил «красотку Шан» по ее выступлениям на подмостках портовых кабаков, не сомневались - это она!
Португальский корабль оказался не первым и не последним. Целая серия дерзких нападений удачливой пиратки заставляла ежиться и коммерсантов, боявшихся за свои грузы, и начальство секретных служб. Вот тогда в газетах Юго-Восточной Азии, на чьих водных просторах разгулялась зловещая красавица китаянка, появилось объявление:- «Кто каким-либо способом доставит живую или мертвую мадам Вонг... может сам определить величину награды, власти же обязуются это условие выполнить... Едва ли в те годы существовали иные женщины, чье ремесло было оценено так высоко и безо всяких оговорок.
Разумеется, личность мадам Вонг, как и ее «хождение по морю», едва ли может пробудить теплые чувства. Но история - не похвальная грамота, выданная человечеству за примерное поведение, и не рождественская сказка, где все вершится только добродетельными персонажами.
Бесполезное дело выяснять, кто первый ринулся по волнам в поисках добычи. Некоторые историки утверждают, что уже в Древней Греции морской разбой не считался зазорным, а знаменитые герои Эллады без тени смущения называли себя пиратами. И хотя со временем отношение к этому занятию заметно изменилось, пиратство набирало силу и распространялось по всем морям-океанам.
Независимо от того, как себя называли те, над головами которых бился флаг, изображающий череп с перекрещенными костями, прозванный «Веселым Роджером», - пираты, корсары, флибустьеры, викинги, - суть их ремесла была одна и та же. Пользуясь быстроходностью и маневренностью своих суденышек, крепостью мускулов, обязательной ловкостью и бесстрашием, морские разбойники догоняли одинокий корабль, потрошили трюмы, сундуки, сейфы - и так же мгновенно исчезали.
Прибрежные районы тоже находились под постоянной угрозой визита незваных гостей, В портовую гавань заходили обычно ночью, с обмотанными веслами, без огней, после предварительной береговой разведки, А дальше - по отработанной схеме: внезапное нападение, ловкость и быстрота действий. От пиратов пытались откупиться и города, и торговые караваны, но обилие разбойничьих морских шаек ненадолго обеспечивало спокойствие.
Разумеется, у мадам Вонг вызвали бы улыбку романтические бригантины ее далеких предшественников. Она предпочитала скоростные катера, оснащенные мощными двигателями и новейшей навигационной техникой, и даже вела переговоры о приобретении подводной лодки. По данным английской разведки, много лет безуспешно охотившейся за ней, число ее верных корсаров переваливало за 3 тысячи, по данным португальцев, оно исчислялось 8 тысячами. Японцы утверждают, что в ее распоряжении находилось 150 судов и лодок. Все это позволяло говорить о «пиратской империи» мадам Вонг.
Международной же сыскной организации - Интерполу оставалось только суммировать убытки потерпевших и подсчитывать доходы мадам. А они немаленькие - примерно 150 миллионов долларов...
Является ли стремление к быстрому обогащению характерной чертой пиратов всех времен и народов? Безусловно. Действуют ли они методами жестокими? Конечно. Но ведь чем-то надо объяснить и тот, по-своему невероятный факт, что люди разных положений отделили пиратство от прочих малопочтенных занятий, Мало того, о тех, кто связал судьбу с «Веселым Роджером», слагали стихи, они становились героями книг, музыкальных произведений, научных исследований, кинофильмов. Отчего так? Что было в этих людях такого, что обеспечило стойкий интерес и симпатию к ним?
Может быть, все дело в том, что бригантина, скользящая по только ей известному курсу, свободная в свободной стихии, издавна связывалась с мечтой о независимой, вольной жизни, которая чужда мелочному расчету. Ведь тут правит бал только личное мужество, жажда дальних странствий и неизведанных дорог.
И еще в том, что команда пиратского брига часто олицетворяла особый стиль отношений. Товарищество, взаимовыручка, возведенные в закон, абсолютное равенство в правах и обязанностях каждого члена экипажа - это то, что многие разуверились найти в обычной жизни.
Здесь были люди разные: образованные и не умевшие читать, королевские офицеры, чиновники, матросы и те, кого принято считать подонками общества, просто искатели приключений и люди, отвергнутые своей средой. Принимая присягу на верность, клялись на Библии. Беспрекословное подчинение выбранному капитану не исключало свободы выражения мнений. Добыча складывалась в общий котел, а потом делилась в строго установленном порядке.
Известный пират капитан Беллами говорил так: «Мы не подчиняемся законам... Они созданы для богачей, чтобы грабить бедных под защитой законов... Мы грабим богачей под единственной защитой своей отваги».
Что заставляло продолжать смертельно опасное занятие вполне благополучную мадам Вонг? Стремление к власти, жажда наживы, острые ощущения? Утверждали, что единственным ее увлечением были азартные игры.
...Шел 1962 год. Бал во дворце вице-президента Филиппин Эммануэля Пелаерса в полном разгаре. Публика изысканная: министры, дипломаты, промышленные магнаты, кинозвезды. Тем не менее, внимание многих приковано к еще молодой женщине с великолепной фигурой, отлично подчеркнутой дорогим парижским туалетом.
Бриллианты незнакомки портят настроение высокопоставленным дамам. Их же мужья, напротив, не прочь познакомиться со столь эффектной гостьей. «Госпожа Сенкаку»,- скромно и с достоинством протягивает она тонкую руку с браслетом сумасшедшей стоимости. Госпожа Сенкаку садится за карточный столик. Завсегдатаи азартных сражений замечают, что незнакомка вступает в игру только тогда, когда в банке много денег. Маленькие ставки пропускает, швыряет на стол лишь крупные купюры.
Кто-то из наблюдавших за ее игрой пошутил, что она азартна и решительна за картами, как мадам Вонг на море. Острота понравилась, тем более что незнакомка дала ей неожиданное продолжение: «Я и есть мадам Вонг». Через неделю вице-президент получил коротенькое письмо из Макао: «Благодарю за мило проведенный вечер. Сенкаку-Вонг».
Мадам Вонг владела большим количеством недвижимости в виде десятков ресторанов и публичных домов в Гонконге, Сингапуре и Макао. Мадам торговала девушками для увеселительных заведений, которых агенты Вонг вербовали в странах Западной Европы и в Америке под предлогом высокооплачиваемой работы секретарей, гидов, стюардесс. Вместо офисов они попадали в портовые притоны и чайханы, откуда уже не было возврата в нормальную жизнь.
И все же основную долю своих дивидендов мадам Вонг получала от операций с золотом и драгоценностями. Корабли ее флотилии, разбросанные на пространстве от Персидского залива до Шанхая, доставляли контрабандное золото в пункты сбыта. За это пираты имели от 5 до 10 процентов чистой прибыли.
Право же, мадам Вонг могла быть довольна собой. Из памяти не стерлись сцены портовой юности, когда любой пьяный матрос мог купить ее красоту. А теперь в почтительном поклоне застывают перед ней министры. Полицейские чины? У нее есть способы заставить их побегать. Редакция газеты, напечатавшая оскорбительную для «королевы пиратов» статью, взлетела в воздух. Это жестоко, но таковы правила игры.
Единственное, что задевало самолюбие всесильной «королевы пиратов»,- это нежелание официальных властей помириться с ней и признать ее заслуги. Чем она хуже капитана Дрейка, отъявленного головореза, получившего когда-то из рук королевы Елизаветы дворянство и высшие награды? И, уж конечно, не уступает своей знаменитой соотечественнице - госпоже Цинн, которая на рубеже XVIII и XIX веков возродила в юго-восточных морях зачахнувшее, было, пиратство, да на таком мощном уровне, что правительственный флот не раз был посрамлен ее корсарами. В 1802 году китайский император присвоил ей почетное звание королевского конюшего.
Мадам Вонг родилась в 1920 году. Когда она умерла, нет сведений, возможно, она жива и до сих пор…
…Кажется, в 1989 году в газетах промелькнуло сообщение о том, что снова участились нападения на корабли в юго-восточных морях. Капитанам было предписано соблюдать предельную осторожность. Советовали усилить освещение палуб, увеличить число вахтенных и держать наготове пожарные насосы, чтобы в случае чего смыть непрошеных гостей за борт. А еще лучше, если в шланге не вода, а машинный пар.
Кто вышел в море под черным пиратским флагом - «капитал обветренный, как скалы» или... дочери «Веселого Роджера»?