Сколько людей - столько характеров. Сколько характеров - столько разновидностей почерка. «Каракули» каждого из нас индивидуальны и неповторимы, как и мы сами. И сегодня уже не вызывает сомнений, что между манерой письма и особенностями личности, ее характером и внутренним состоянием есть незримая связь.
На самом ли деле почерк отражает внутреннее состояние человека и его характер? В поисках ответа на этот вопрос несколько крупных европейских ученых еще в 90-е годы XIX века провели ряд интересных опытов по изменению личности под влиянием гипнотического внушения, а в связи с этим - и почерка.
Например, испытуемого приводили в гипнотическое состояние и внушали ему, что он хитрый или скрытный, сильный или слабый, что он Наполеон или маленький ребенок и т.п. И в то же время человека заставляли писать текст под диктовку. В каждом случае почерки получались разными, совсем не похожими на почерк данного субъекта в его нормальном состоянии. В результате этих экспериментов были открыты и доказаны многие законы графологии.
Форма букв
Мелкие буквы - признак наблюдательности, хладнокровия, скрытности, остроумия, честолюбия.
Крупные - упрямство, самолюбие.
Круглые - гордость, предприимчивость, деятельность, решительность.
Стремительные и слегка округлые - легкий, общительный характер.
Широкие - ум, энергия, беззаботность,
Узкие - скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, педантизм.
Узкие и витиеватые - тяга к умеренности, изяществу и фантазии.
Тип почерка
Витиеватый почерк свойственен тщеславным людям, тяготеющим к внешнему блеску. А красивый каллиграфический почерк - бесхарактерным, несамостоятельным индивидам. Беглый и размашистый почерк указывает на предприимчивость человека, активность, любознательность, ловкость, веселый нрав. Если же буквы в словах отделяются одна от другой, автору лежащего перед вами текста присущи развитая интуиция, мечтательность, рассеянность.
Направление строк
Прямые строки - признак уверенности, спокойствия, силы воли, рассудительности и в то же время доверчивости.
«Задранные» вверх - честолюбие, храбрость, искренность, самоуверенность, оптимизм.
Идущие книзу - апатия, неуверенность в себе, сентиментальность, меланхоличность.
Некоторым людям свойственно начинать каждое следующее слово выше или ниже предыдущего. И текст становится похож на очень длинную лестницу. Первому типу (когда каждое следующее слово выше) присущи активность, неуверенность, сильно развитое чувство долга, второму (когда каждое следующее слово ниже) - осторожность, честолюбие, выдержка, уверенность, рассудительность.
Расстояния между словами
Когда промежутки между словами примерно одинаковые и кажутся вам нормальными (не маленькими и не слишком большими), значит, у автора в жизни во всем порядок.
Если же расстояние между словами слишком большое, скорее всего, автор строк испытывает трудности в общении. Он хочет занять все возможное пространство, тесня других.
Тот, кто старается заполнить строчками весь лист и не оставляет полей, обычно не оставляет в своей жизни места для других людей.
Наклон букв
Некоторые люди пишут так, что буквы будто бы ложатся на строку. О таких людях можно сказать, что они невыдержанны, вспыльчивы, обидчивы и сентиментальны.
У иных, напротив, буквы стоят вертикально, как солдаты в строю. У них сильная воля, самообладание, они отличаются сдержанностью, холодностью, нравственностью.
Для большинства людей, по крайней мере, пишущих на русском языке, характерен наклон букв вправо. Однако встречаются оригиналы, у которых буквы «смотрят» влево. Им обычно присущи упрямство, хитрость, скрытность, недоверчивость.
У некоторых авторов буквы в строке, точно пьяные, наклонены то влево, то вправо. Это свидетельствует о капризности, неуверенности, нерешительности.
Сила нажима
Если у автора письма сильный нажим, то, скорее всего, этот человек отличается усидчивостью, строгим взглядом на жизнь, прилежанием. Если нажим слабый, он бесхарактерный, нерешительный, чувственный и уступчивый.