Наверняка вы сталкивались сами или наблюдали со стороны капризничающих детей, особенно в ситуациях, когда родители вынуждены находиться или в очереди, например, в поликлинике, или же в обстоятельствах, когда ограничено передвижение, например, на вокзале или в транспорте.
Но так уж виноваты дети? Такое случается, если родители забывают: дети вообще не умеют скучать. Они с трудом переносят всяческие ожидания, когда делать нечего, когда ничего интересного и никакой информации, да еще и попрыгать-подвигаться нельзя. Получается, что родители в какой-то степени, сами провоцируют детей вредничать, создавая условия, в которых ребенок просто вынужден вести себя недисциплинированно.
Подумайте сами, когда мы находимся в вынужденном ожидании, то может погрузиться в мир своих мыслей, забот, проблем – в свой внутренний мир, в котором всегда есть о чем поразмышлять. А что у маленьких детей? Внутренний мир у них пока еще отсутствует, а все интересы лежат во внешнем мире, потому именно в нем нужно искать способ избавиться от скуки. И дети ищут, но такие поиски при вынужденном безделье среди кучи запретов выливаются в шалости, и, как следствие, в раздражение родителей, а то и наказание.
Поэтому, не погружайтесь в себя, а займите ребенка или же не мешайте ему самому искать себе занятие, не одергивайте, стоит ему сделать шаг в сторону. Это не так и сложно на самом деле. Более того, у вас появилось то самое свободное время, которого обычно не хватает, чтобы побыть со своим ребенком, позаниматься с ним, поговорить, заняться каким-то общим делом.
Например, поиграйте в игры, тренирующие наблюдательность и память, например, запоминать: внимательно посмотрите на что-то (или кого-то) с полминуты. Потом отвернитесь и перечислите (в уме), что вы там заметили-запомнили. Поскольку лучше всего мы запоминаем то, что нас подспудно очень интересует, то обратите внимание, что больше всего заинтересовало вашего ребенка, и осознайте, что больше заинтересовало вас. Вы заметите, что разное, а это еще одно доказательство, как детские интересы отличаются от взрослых.
Попробуйте вместе с ребенком сочинять стихи, а если сразу не получится, можно просто рифмовать слова. Можно поиграть в загадки или попытаться придумать что-то про окружающих людей. А еще интересно вместе с ребенком придумать сказку с разными героями и приключениями.
Польза от этих занятий не только в том, что вы отвлекаете ребенка и не даете ему капризничать, стараясь провести время. Вы общаетесь со своим ребенком, узнаете его и обучаете одновременно, воспитываете в нем наблюдательность, сообразительность. А, кроме того, учитесь сами извлекать пользу из обстоятельств, которыми так богата жизнь, и обучаете этому своих детей.