Капризные дети

Детская психология
Детская психология

Что такое капризы? Почему они возникают, каковы их причины? Как с ними бороться? Пожалуй, отвечать надо с последнего вопроса, хотя ответ и может показаться парадоксальным: не надо бороться с капризами, ибо ребенок видит внимание к своим выходкам и это усугубляет положение, поощряет малыша к новым проявлениям своеволия. Бороться надо не с капризами, а с их причинами, устранять обстоятельства, порождающие их.

...По улице шла женщина с ребенком. В витрине с игрушками мальчик увидел подъемный кран.

- Купи! - потребовал он.

- Нет с собой денег,- ответила мать.

- А я хочу, я хочу! - заревел мальчуган и затопал ногами, а потом - хлоп на землю и ревет пуще прежнего.

Каприз с его типичными проявлениями: купи, хочу, дай, буду, не буду - и соответствующие действия, чтобы добиться своего.

Как же быть? Рецептов на все случаи нет, но общий принцип один: изменить обстоятельства так, чтобы каприз, как своенравное упорство, стал бессмысленным, ненужным в глазах самого ребенка. Именно так и поступила мать: видя, что успокаивание не действует, она медленным, спокойным шагом пошла дальше и завернула за угол. Увидев, что ее нет, мальчишка умолк, потом вскочил на ноги и бросился вдогонку, а, догнав, прильнул к матери...

«Антикапризное» воспитание ребенка, как и любое другое, надо начинать с первых месяцев жизни малыша: именно в раннем возрасте формируются прочные условные рефлексы. Если малыш, пока еще неосознанно, хлопает вас ладошкой по лицу, дергает за волосы и т. д., отведите спокойно его руку. Несколько раз скажите «нельзя». Это слово, многократно повторенное при нежелательном действии ребенка, закрепляется у него как условный тормоз. Важно при этом, чтобы все члены семьи, кто общается с малышом, были едины в своем отношении к слову «нельзя».

При этом не надо только путать с капризами знаменитое «Я сам!»- характерное выражение детей ясельного возраста, которое является проявлением естественного возрастного стремления к самостоятельности.

- Я сам мою уши... до пояса,- хвастается малыш.

И нельзя запрещать, надо учить и для начала закутать его полотенцем - так легче «стерпеть» его самостоятельность, чтоб не доводить до капризов своим противодействием.

Каприз - это слабость, которую ребенок хочет превратить в силу, это форма проявления слабости, с помощью которой в семье растет сила маленького деспота. Каприз - это неверный способ утверждения своего «Я», способ привлечь к себе внимание. Отказался от еды - и сразу взрослые засуетились вокруг ребенка, он в центре внимания, его ублажают, задабривают, уговаривают.

А ведь иной раз достаточно пропустить одно-два таких мучительных кормления - и больше уговоров не потребуется: ребенок почувствует, что за еду отвечает он сам и без уговоров идет к столу.

Конечно, есть капризы «оправданные»: от болезни (и тут нужны терпение, любовь и подход). Но это явление временное, оно пройдет вместе с болезнью. Бывают капризы и от обиды, вызванной черствостью, несправедливостью, нежеланием выслушать ребенка, - и он неосознанно «мстит» капризными выходками.

Даже само по себе постоянное вмешательство родителей в дела детей, беспрерывное «дерганье» - поучения, окрики, нотации и даже излишние ласки, делают малышей раздражительными, нервозными - капризными.

А есть капризы - подражания старшим. «Весь в отца уродился - такой же капризный характер». - говорит мать. Нет, капризы, как и характер, не бывают врожденными. Тут действует другое - пример взрослого. А дурные примеры, как известно, особенно заразительны. Давайте почаще пристально вглядываться в себя, товарищи родители! Не зря говорят в народе: «Добрый пример - лучшее поучение».

Важнейшим средством профилактики капризов является правильное общение с детьми. Если малыш в семье с первых дней жизни «не божок, не принц, не королевич», а маленький Человек, где уважение и любовь к нему сочетаются с требовательностью, то он получает практический жизненный опыт, закаляется и успешно развивается.

...Двухлетняя девочка упала. Мать следит, но не бросается к ней - вроде бы удар не сильный, а к слабым привыкать надо, иначе как расти?! Малышка смотрит на мать и по ее лицу определяет, как себя вести: можно ли заплакать?.. «Вставай! Ты уже большая, ты можешь!» Пыхтя, малышка поднимается сама и бежит играть к детям. Воспитывать у ребенка веру в свои силы, возможности - значит предотвращать капризы. Нужда в них как в средстве самоутверждения отпадает.

А если уж ребенок раскапризничался, не нужно выходить из себя - это лишь подогреет его и распалит. Да и вообще не нужно постоянно обращать внимание на капризные выходки - в этом наше оружие. Спокойное, ровное обращение - вот лучшее средство. Не распаляться, не злоупотреблять окриками, одергиваниями, упреками.

Жизнь семьи должна быть спокойной и упорядоченной, отношения ровные, тон приподнятый, радостный. Хорошим средством против капризов является принцип естественных последствий: не будешь есть, выходи из-за стола и потом жди следующего кормления... Не хочешь вовремя ложиться спать, сам потом раздевайся и не жди обязательную сказку и поцелуй мамы на сон грядущий... Не собираешь игрушки, не получишь их больше...

Справедливость без захваливания и уничижения, благожелательность и расположение, отсутствие вспышек гнева, нервозности, постоянных нравоучений, причитаний, упреков и попреков - все это такой психологический климат семьи, который исключает капризы, то есть не дает оснований для выработки вредных привычек у детей.

В народной мудрости бытует такое изречение: «Три бедствия есть у людей - смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима, смерть неумолима, а вот от плохих детей дом можно уберечь». И уберечь можем только мы - отцы и матери, дедушки и бабушки, так самозабвенно любящие своих малышей - детей и внуков. Будем любить всем сердцем, но и разумом тоже...

разместил(а)  Зорина Валерия


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: