Воспитание детей – процесс непростой и долгий. И, конечно же, все родители хотят видеть своих детей сильными, смелыми и выдержанными людьми, с твердым характером и силой воли. Но откуда берутся эти качества, что нужно сделать, чтобы воспитать их в ребенке?
Воля — не врожденное качество человека. Человек не рождается с готовой сильной или слабой волей, она не передается по наследству. Воля формируется в процессе деятельности человека, и огромную роль в ее развитии играют условия жизни и воспитание в семье.
Как часто бывает, что детей в семье чрезмерно опекают, экранируют от всех проблем и трудностей, и ребенку не нужно прикладывать ни малейших усилий для того, чтобы чего-то достичь, добиться самостоятельно. Трудно ожидать, что в будущем из него вырастет человек с твердым характером.
Оправдывая свои действия, многие родители говорят, что трудно что-то требовать от маленького ребенка. А вот, когда он подрастет, поумнеет, тогда уж и можно начинать его воспитывать. К сожалению, это распространенная ошибка в воспитании детей. Требовать от ребенка, конечно, в пределах его возможностей, можно и нужно с самого раннего возраста, с того момента, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и сам овладевает ею.
Речь идет о простых вещах. Разве с вами не случалось, когда вы, что-то запретив своему ребенку, уже сказав слово «нельзя», сдаетесь и разрешаете это, устав от его капризов и нытья? А ребенок, добившись своего, постарается сделать это и в следующий раз, неважно, что для этого потребуется: слезы, истерики, скандалы.
Чтобы выполнить родительское требование, например, отложить игрушку, чтобы поесть, или же отказаться от конфеты, чтобы не перебить аппетит, достаточно серьезное испытание. Таким образом, ребенок учится терпеть, ждать осуществления своего желания, преодолевать себя. И это проявление воли, пусть в детском масштабе. С таких вот действий и начинается воспитание характера.
Формирование воли у детей должно идти так же, как и у взрослого человека – то есть в малыше необходимо развивать качества, необходимые для умения ставить перед собой цель и стремиться к ней, проявлять настойчивость в преодолении встречающихся трудностей, овладевать собой, своими настроениями, желаниями.
И все это зависит от родителей, от воспитания в семье. Прежде всего, для ребенка должен быть установлен продуманный режим дня и распорядок, чтобы он точно знал, что, как и когда он должен делать: вставать, есть, гулять, ложиться спать, перед едой мыть руки, перед сном убрать игрушки и т.д. Все это приучает ребенка к организованности и способствует формированию волевых черт характера.
У взрослых также должен быть единый подход к ребенку. Нет ничего хуже разногласия между родителями в методах воспитания: отец не разрешает, а мать это же разрешает. В таких ситуациях у ребенка вырабатывается хитрость, изворотливость. Он начинает лавировать между взрослыми, с желанием обойти аппреты и добиться своего.
Взрослым всегда следует быть честными в отношении ребенка, всегда держать свое слово. Ведь часто бывает так: чтобы утешить ребенка, ему многое обещают — сладостей накупить, в парк развлечений сводить. Ребенок перестает плакать и капризничать, ожидая выполнения обещанного. Взрослые же забывают о своем обещании, не выполняют его. В результате ребенок привыкает не верить любым обещаниям родителей и сам приучается легко давать обещания, не выполняя их.
Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, чувствами, приучать его сдерживаться. С раннего возраста следует постепенно приучать ребенка к посильному самообслуживанию (убрать за собой игрушки, самому раздеться, одеться), а также к помощи другим (накрыть на стол, полить цветы).
Пусть выполненное ребенком требует доделки или переделки, не жалейте своего времени и сил, так как в этих, даже несовершенных, действиях тренируется активность, инициатива ребенка. Взрослые нередко стараются все сделать за ребенка, тем самым тормозят его самостоятельность и лишают его интереса и инициативы.
Ваш ребенок растет, вместе с ним должны расти и ваши требования к нему. Соответственно, увеличивается число возможностей для воспитания волевых качеств у ребенка, и родители должны использовать для этого каждую возможность.