Ох уж эти магазины! И без них не обойтись, и после похода столько негативных эмоций появляется, когда сумки с покупками разбираешь. А если посчитать оставшиеся деньги в кошельке, так совсем грустно становится.
А на магазинных прилавках столько соблазнов с яркими этикетками! Но как часто, желая купить натуральный и качественный продукт, придя домой, обнаруживаем, что это откровенное не то, хорошо, если еще срок годности не прошел! Особенно часто такое бывает, когда делаешь большие закупки продуктов сразу. Вот и получается, что часть покупок – выброшенные деньги из семейного бюджета.
Что делать, чтоб радости и удовлетворения от покупок было больше, а огорчений – меньше? Как выбирать действительно полезные для здоровья продукты? Для начала нужно быть внимательными и точно знать, что вы покупаете. Конечно, сложно это сделать, когда на упаковке написано одно, а под упаковкой – нечто, совсем не похожее. Но в магазинах уже стали называть вещи своими именами, и «мягкое масло» (совсем не похожее на коровье из-за большого количества растительных жиров) стало спредом. «Как бы квас», с искусственными ароматизаторами и подсластителями, в который не кладут дрожжей, - «квасным напитком» и даже восстановленное из порошка молоко собираются переименовать в «молокосодержащий продукт».
Конечно, мы хотим купить полезные продукты, а не заменители, ведь, например, качественный йогурт полезен для здоровья, а йогуртер - не более чем молочный десерт. И таких примеров, к сожалению, можно привести много.
Кроме названия, нужно обращать внимание и на состав продукта. Все ингредиенты, как правило, перечисляются по убывающей, то есть, чем выше в списке, тем большее количество данного ингредиента. Но вот с количеством сои в продукте совсем иная ситуация. На момент приготовления количество сои в ваших любимых сосисках или других колбасных изделиях может быть незначительным. Но немногие знают, что при приготовлении соя может разбухать и увеличивать объем в 6 раз за счет впитываемой воды. Поэтому, конечно, в составе мясных полуфабрикатов и колбасных изделий, на первом месте будет свинина и говядина, но если следом за ними идет соя, не сомневайтесь - ее в полуфабрикате или колбасе больше, чем мяса.
Есть правило, по которому указывать содержание белков, жиров и углеводов следует лишь в том случае, если в 100 граммах продукта их больше, чем 2% от рекомендованной суточной нормы. Тем не менее, на российских прилавках можно увидеть минеральную воду с надписью «0 калорий». Не стоит торопиться с покупкой именно этой бутылки - в воде нет калорий по определению, точно так же, как в растительном масле нет холестерина. Это всего лишь рекламный ход.
Сейчас стало модным указывать содержание питательных веществ не только в граммах, но и в процентах от суточной нормы. Но суточные нормы потребления разные для мужчин и женщин, для взрослых и детей, для людей с сидячей работой и занятых физическим трудом. На этикетке же пишут некие усредненные данные, рассчитанные непонятно на кого.
Да и само по себе указание этих норм не всегда корректно. На упаковке майонеза мы видим, что содержание витамина В6 - 1,24 миллиграмма на 100 граммов. Рядом в скобках стоит «60%» - это процент от суточной нормы. Но ведь ни один человек не съедает за день 100 граммов майонеза! Получается, что количество полученного витамина надо пересчитывать. А это только еще больше нас запутывает. К тому же на деле оказывается, что витамина вместе с майонезом мы съели очень-очень мало.
Часто случается путаница со сроком годности и сроком реализации. Зачастую на одной полке лежат два одинаковых продукта. Только один произведен два дня назад, а у другого срок годности через два дня истекает. Это маркетинговый ход, позволяющий распродать «залежалый» товар. Поэтому проверять срок годности следует на каждой пачке масла, а не хватать сразу две, посмотрев лишь на одну.
Помимо срока годности на этикетке могут быть указаны другие даты - срок хранения и срок реализации. Многие думают, что отличий между ними нет. А они серьезные. Если у продукта истек срок годности, ему место в мусорном ведре. Съев его, мы рискуем отравиться. Если истек срок хранения, значит, что качество продукта изменилось: он мог загустеть, изменить цвет, в нем мог образоваться осадок. Такой продукт безопасен для здоровья, но и пользы в нем никакой.
Со сроком реализации проблем еще больше. По идее, его устанавливает производитель, учитывая, в каких среднестатистических условиях продукт хранится у нас дома. Однако многие магазины используют эту дату в своих интересах. Например, остатки колбасы, уже дня два-три пролежавшей на прилавке, превращают в нарезку. На нее наклеивают новую, магазинную этикетку с датой упаковки. Таким образом, выигрывают два-три дня. А мы едим некачественный товар. Именно поэтому продукты в магазинной расфасовке лучше не покупать.
Из всего вышесказанного совершенно ясно только одно: если вы хотите покупать качественные продукты, будьте внимательны, не жалейте времени на то, чтобы прочитать этикетку, уточнить непонятные обозначения у продавца, да не забыть спросить и о цене, так как и здесь вас могут ожидать «подводные камни», о которых мы уже рассказывали. Таким образом, вы и здоровье сбережете, и настроение, и семейный бюджет тоже!