Любимая ее поговорка: «каждый - кузнец своего счастья, особенно, если владеет собственной кузницей». Она же владеет, образно говоря, не только «кузницей», но, и наделена от природы талантом настоящего мастера, для которого нет материала, не поддающегося магии и силе ее рук, фантазии и воплощения.
«Способности к рисованию и рукомеслу у меня от мамы, - делится воспоминаниями счастливого детства руководитель мастерской прикладного творчества Центра народных ремесел сельского поселения Утевка Нефтегорского района Самарской области О.М.Зверева, - может быть, поэтому я так рано потянулась к карандашам и кисти, и меня записали в изостудию при районном Доме пионеров. Первый мой учитель и наставник - Вячеслав Степанович Рыжков. С его «подачи» я поступила в художественное училище. После окончания учебы работала художником-оформителем в Самарском Доме офицеров. Здесь впервые начала познавать азы по обработке металла. Заинтересовалась керамикой, резьбой по дереву, другими прикладными ремеслами. Двенадцать лет назад переехала в Утевку.
Здесь, на сельском приволье, почувствовала себя тем человеком, которому всегда нужно быть ближе к природе. Занималась лозоплетением в местном мехлесхозе. В Утевской средней школе вела уроки черчения и рисования, вместе с ребятами оформила музей истории села и стенды, посвященные творчеству самородка-художника Григория Николаевича Журавлева».
В эти короткие строки биографии, скупо обозначенные моей собеседницей, уложились и нелегкие, и трудные, и самые лучшие, как в житейском, так и в творческом плане периоды ее жизни. Были и падения, и неудачи, и обретения, и победы, но об этом не каждому расскажешь, не каждому откроешь душу. Да и зачем? Пусть за нее «говорят» ее работы и успехи ее учеников. Но об этом чуть попозже…
В конце минувшего года Ольга Зверева участвовала в работе Всероссийской выставки декоративно-прикладного народного творчества «Ладья-2007». По приезду, на районном семинаре рассказала коллегам и показала на слайдах все, что увидела, чему научилась и чему сама немало удивилась. Рассказ, как и видеопоказ, получился красочный, интересный, ибо в эти «звездные» минуты говорил в ней настоящий художник.
«До глубины души меня поразили мастера плетения на коклюшках, - рассказывает Ольга Михайловна. - Ох, и звонкое же рукомесло! Если современные мастерицы работают в среднем на 40 коклюшках, то там одновременно их «звучало» 1600!»
Конечно же, ее привлекли мастера, работающие, как и она сама, по дереву, особенно с берестой. Технику исполнения некоторых вещей из этого природного, поистине «теплого» материала участники выставки оценили, как уникальную. А еще, как магнитом, притягивали к себе художественные вещички, сработанные из кости. Ольга Зверева давно присматривается к этому материалу, так что мастер-классы по новым или осваиваемым ею вместе с воспитанниками Центра направлениям дали ей очень многое. Вот почему так заинтересованно говорила она своим коллегам о том, как работают другие, и чего они достигли.
В Москву утевская мастерица возила резные иконы, шкатулки, в качестве сувениров - «утевские домики», свитые из лыка гнездо с уткой и яйцами, оформив стенд в славянском стиле, до деталей продумав свой костюм. Но разгуливать по выставке в свободном режиме не пришлось - очень хотелось все увидеть, потрогать своими руками и принять участие в мастер-классах.
Сегодня в мастерской Зверевой - так называют утевцы Центр народных ремесел - занимаются жители села, начиная с пяти и до самых преклонных лет. Такой возрастной диапазон воспитанников вполне устраивает их наставницу и учителя. Когда рядом сидят внучка и бабушка, колдуя вместе над узорами вышивки, это ли не соединение поколений и нескольких пластов народного творчества.
«Изучают у нас, в мастерской, кроме лозоплетения, резьбы по дереву, художественного вязания, еще и основы гончарного дела,- рассказывает мастерица.- В свое время жили в Утевке знаменитые на всю округу гончары. Старожилы мне даже показали пещерки в районе Орлова озера, где брали самую лучшую глину для изделий. И вообще, если хорошенько вспомнить, чем занимались жители этого старинного заволжского села в разные периоды становления и развития, то можно только позавидовать далеким предкам, у которых руки были, как говорится, не для скуки.
Слава Богу, что сегодня народ снова потянулся к рукомеслу. Вот, например, Иван Шмойлов, ему 19 лет. Замечательно работает по дереву - и в резьбе, и в лозоплетении. Ни в чем старается не уступать другу Николай Корнев. Довольна я успехами на этом поприще братьев Волковых - Александра и Василия. У них от Бога и природы дар чувствовать рисунок дерева, его энергетику. Вещи получаются великолепные! Плетут из лозы панно и кресла, корзины и хлебницы, сувенирные изделия осваивают в оригинальной аранжировке. Самая юная и способная мастерица десятилетняя Юленька Черемушкина. Рисует потрясающе, тянется ко всему, все хочет испробовать. Насте Яниной 14 лет, но из-под ее ловких пальчиков выходят такие красивые вещи из лозы, что глаз не оторвать! А вот бывший педагог Нина Васильевна Парамонова очень любит заниматься плетением из лыка, охотно осваивает и лозу».
Много интересного мы узнали от нее во время занятий. Оказывается, лапти на Руси плели только на один раз, дольше они просто не выдерживали. В Утевке народ оказался похитрее и сметливее - мастера приспособили для изготовления этой удобной обувки… полоски свиной кожи. Свои секреты были и у мастеров-корзинщиков. Житель села, дядя Вася, например, до сих пор плетет корзины своим особым манером - не очищая прутья от коры. Получаются тяжеловатые корзины, зато прочные и надежные, любой груз выдерживают.
Что же еще в арсенале самой Ольги Михайловны, кроме икон и шкатулок, которые она демонстрировала в Москве, за что была отмечена Дипломом победителя?
«Православная тематика начиналась у меня с самых простых образов, - рассказывает она. - Теперь у меня, если посчитать, наберется около тысячи работ различной тематики. Но меня всегда тянуло к светлым образам Спасителя, Богоматери, Апостолов. Чтобы работа сама шла в руки, мало мастерства, вдохновения, поэтому попросила благословения у настоятеля Свято- Троицкого храма отца Анатолия. Он внимательно просмотрел мои наброски, эскизы, готовые работы и дал добро на дальнейшее мое творчество в этом направлении. Многие мои работы - как и резьба, так и роспись по дереву, посвящены творчеству и образу Григория Журавлева».
В последнее время Утевка начала строиться семимильными темпами. Поначалу новоселов устраивала кирпичная коробка дома, обнесенная обычным забором. Теперь идут к Зверевой, как сама она выражается, за дизайном. Заказывают мастеру резные крылечки, беседки, балясины, узорчатые наличники, фронтоны.
«И если вся эта красота удачно вписывается в облик будущего жилища, сразу всем становится тепло и уютно,- делится впечатлениями Ольга Михайловна.- У меня же на сердце поселяется легкая грусть и печаль - трудно расставаться с тем, что так зримо наполняло твою жизнь. Когда кусок дерева превращается в жар-птицу, у меня словно крылья отрастают. Уходит вещь в другие руки - снова приходится эти крылья наращивать, поэтому я не терплю пустоты и длительных пауз в творческом процессе – это не по мне, стараюсь после исполнения заказа сразу браться за другую работу».
Она строгает, пилит, режет, даже заготавливает материал только сама. Может быть, потому, что как никто другой, чувствует дерево, как друга и единомышленника. И всегда примеривается, где бы можно было что-то украсить, преобразить в ее селе, где она уже обучила своему рукомеслу более 200 детей. Это не считая трех ее дочек, пожалуй, самых способных ее учениц и надежных помощниц. Кстати, одна из них, Юлия, стала победителем конных скачек, проводимых ежегодно в «Степном имении» графа Льва Толстого на Шишке, что в Алексеевском районе. Особая гордость Ольги Михайловны - младшенькая Анечка, которой передался талант сразу от двух для нее самых дорогих и близких людей - бабушки Ани и мамы.
Недавно Ольга Михайловна услышала, что один ее односельчанин задумал поставить часовню в некогда прославленном форпосте русских казаков - Красносамарской крепости, что неподалеку от Утевки. Здесь когда-то была красивая церковь, где венчались и крестились утевские первопоселенцы. Так что, не случайно, видать, родился такой проект. Он уже нашел двух мастеров, умеющих работать по дереву, которые согласились помочь ему в осуществлении этого проекта. Третьим мастером будет Ольга Зверева, которая с большим желанием подхватила идею устройства часовни и дала согласие на сотрудничество и помощь в этом благородном деле.
«Мне видится село преображенным в старинном русском стиле, - мечтательно говорит моя героиня.- Пусть от соседей нас не отделяют глухие заборы, а обозначают границу уютные плетни. Те же бетонные колодцы можно украсить резными дощечками и бревнышками. Да любой сельский дом, если пофантазировать немного, можно превратить в сказочный дворец, и для этого не нужно много тратиться на материалы. Они рядом с нами: сухостой на лесной поляне, ветки тальника, старые, высушенные временем корневища, заброшенные тележные колеса, самовары, крынки, другая утварь. Все позабросили, стесняться стали их «деревенского» вида. А ведь это наследие утрачивается прямо на глазах. Нет, я не призываю к старому укладу, к реставрации деревни, как «брэнда», я говорю и призываю к сохранению наших истоков, традиций и богатого наследия наших предков. Они были умнее и прозорливее нас, если сумели донести до нас все, чему научились у своих родителей, бабушек и дедушек. Неужели мы останемся Иванами, не помнящими родства?»