Родители младших школьников часто жалуются, что дети не хотят учиться, не умеют самостоятельно делать уроки и все время требуют родительской помощи – даже в самых простых случаях. При этом те же самые дети охотно помогают родителям в домашних делах, ходят в магазин, занимаются с младшим братом или сестрой. И родители теряются – сказать, что ребенок просто лентяй, и потому не хочет делать уроки, нельзя, ведь он охотно тратит свое время на полезные дела для дома и семьи. Но и оставлять без внимания такое отношение к учебе тоже нельзя. А потому стоит разобраться и найти действительную причину нежелания учиться.
Главное, что требуется сделать родителям, это понять, какие сложились отношения у ребенка в школе – с учителями, с другими детьми. Очень часто случается так, что первые неудачи школьника, высмеянные одноклассниками и равнодушными педагогами (к сожалению и такое не редкость) вызывают у ребенка страх перед последующими неудачами. Причем, страх может быть настолько сильным, что он не дает возможности ребенку сосредоточиться.
При этом ваш ребенок не понимает и не может объяснить, что с ним происходит, но поведение его заметно меняется. И задача родителей – увидеть это и немедленно принять меры. Особенно опасно, если от таких страхов дети становятся заторможенными, отключаясь от внешних забот. И, хотя они внешне выглядят вполне спокойными и даже безмятежными, ошибочно считать такое поведение нормой.
Если вовремя не устранить эту психологическую травму, то у ребенка может развиться так называемый школьный невроз. А он чреват и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями. Что делать в этом случае родителям? Обнаружив причину такого состояния вашего сына или дочери, запаситесь терпением и выдержкой, успокойте ребенка и не отказывайте ему в помощи в приготовлении домашних заданий, даже если вам кажется, что он легко справится сам.
Вполне возможно, что нежелание делать уроки обуславливается вполне объективными трудностями, например, отсутствием логического мышления. Естественно, ребенок не хочет делать то, что ему сложно и непонятно, потому он и начинает отлынивать от выполнения домашних заданий.
Чтобы помочь школьнику, проследите за рассуждениями ребенка о ходе решения задачи или примера, и вы поймете, что ему непонятно. Не злитесь, не ругайте ребенка, если он не сразу все понимает. И, конечно, ни в коем случае не обзывайте его. Он умеет мыслить и соображать, только делает это несколько иначе.
Случается, что, не желая выполнять домашние задания, дети, таким образом, пытаются привлечь к себе внимание взрослых. Это очень серьезно, потому что ребенок не чувствует любви и заботы взрослых, ему не хватает родительского тепла. Ребенок страдает от одиночества и, не в силах объясниться с взрослыми, действует инстинктивно, понимая, что плохая учеба автоматически вызовет беспокойство взрослых, и, соответственно, внимание к нему самому.
Не жалейте ласки для детей. Усаживая ребенка за уроки, посидите немного рядом с ним, погладьте, поцелуйте, скажите ему что-нибудь ободряющее, ласковое. Такое ваше отношение может подействовать гораздо сильнее, чем упреки, ругань, наказание.
Но если вы, серьезно проанализировав ситуацию со школьными делами вашего чада, убедились, что ребенок просто ленится и безответственно относится к учебе вообще, то, значит, вы упустили в свое время момент для воспитания у него чувства ответственности за свои дела и поступки. Понятно, что все нужно делать вовремя, но и сейчас еще не поздно исправить допущенные ошибки.
Для начала нужно постараться объяснить своему ребенку, что учеба – это важно и необходимо для него самого, что он учится для себя, своего будущего, своей жизни, а не для того, чтобы папа с мамой не переживали.
Не стоит и беспрерывно напоминать ребенку о необходимости делать уроки и загонять его за письменный стол. В начальной школе дети очень переживают, если они получают плохие отметки или оказываются в числе отстающих. Пусть ваше чадо пару раз сходит в школу с невыученными уроками, получит двойки и объяснит вам за что. Это гораздо полезнее, нежели воспитывать у ребенка своими напоминаниями ощущение, что учеба нужна больше родителям.
Кроме того, за двойки и невыученные уроки справедливо будет ребенка наказать лишением каких-то важных для него жизненных ценностей – похода в кино, просмотра телепередач, игры на компьютере и пр. Раз он не выполняет свою работу хорошо, логично будет нести наказание. И пусть он уже сам выбирает, что ему выгоднее и спокойнее – учиться, как следует, или постоянно жертвовать своими развлечениями ради мнимого безделья за письменным столом. Этот прием подействует гораздо эффективнее, чем ваши постоянные напоминания, одергивания и попытки загнать ребенка за уроки.
Младшие школьники требуют много терпения и времени, которого зачастую у родителей не хватает. Но тут ничего не поделать – оставлять ребенка один на один с его проблемами нельзя – это чревато тяжелыми последствиями. Будьте бережными и заботливыми, внимательными и терпеливыми – и все у вас получится!