Начинается учебный год. После длительных каникул так трудно настроиться на учебу. Разве что первоклассник идут в школу с интересом, еще не очень представляя, что туда придется ходить целых десять лет. Родители тоже готовятся к школе, покупают все необходимое, добывают учебники, настраиваются на проверки домашних заданий и постоянный контроль успеваемости. Хорошо, когда такой контроль не давит, а помогает сосредоточиться и втянуться в учебный процесс.
Если вы действительно хотите помочь вашему ребенку, не старайтесь с первых дней добиться от него полной отдачи и абсолютной усидчивости и сосредоточенности. За время каникул наверняка был сбит распорядок дня, и теперь ребенку сложно заснуть в нужное время, а, соответственно, утром он с трудом просыпается, вялый и ленивый.
Если вы совсем недавно вернулись из отпуска, то должны понимать, что для ребенка потребуется некоторое время на акклиматизацию и привыкание к смене обстановки. Да и каникулярная вольница не сразу вытесняется напряженной необходимостью слушать внимательно на уроках, делать домашние задания, да еще все это делать хорошо, как требуют того родители.
А что родители? Хорошо, когда здравый смысл подсказывает им правильные решения в воспитании детей и разумное отношение к их учебе. Но, к сожалению, случается и иначе. Сплошь и рядом призывы к родителям – учитесь считаться со своими детьми, понимайте их, щадите их самолюбие и гордость, не унижайте, не высмеивайте, будьте чуткими и добрыми.
Но как часто бывает, что родители настолько озабочены, кем станет их чадо в будущем, что забывают о самом ребенке, о его потребностях и желаниях. И бедный малыш с детства изучает иностранный язык, а нередко и не один, занимается музыкой и рисованием, играет в большой теннис или во что-нибудь такое же престижное. Вдобавок он обязательно учится в особенной, самой «лучшей» школе со специальной программой, включающее «углубленное изучение генной инженерии и языков народностей Самоа».
В таких семьях никому в голову не приходит спросить у ребенка, что ему на самом деле интересно, никого не волнуют его истинные задатки. Ребенок становится знаменем на родительском корабле, полномочным представителем и «реализатором» их собственных несбывшихся надежд.
А что бывает, если воплотить родительские ожидания не получается? Тогда малышу предстоит усвоить, что он - никчемный и неудачный. Постоянные сетования и перечисления вложенных материальных ценностей, надежд, упреки, горечь, пренебрежение – это малая толика того, с чем приходится сталкиваться ребенку.
Как конечный результат, у ребенка формируется совершенно особое мировоззрение: его ценят и любят, пока у него все получается, пока он первый. А в случае неудач он никому не нужен и неинтересен. И старается бедный ребенок изо всех сил быть самым лучшим, самым успешным, самым удачливым, не потому, что сам этого хочет, а чтобы оправдать возлагаемые на него надежды, чтобы им гордились и его любили.
Нетрудно догадаться, что может случиться, если ребенка постигнет неудача: изломанная психика, масса комплексов, озлобленность, неврозы – это неполный перечень того, что могут получить родители в обмен на свои честолюбивые помыслы. Даже протестуя непослушанием, дерзостью против такого давления со стороны семьи, ребенок все равно будет жить в глубинном ощущении собственной ущербности и ничтожества, а это не может не отразиться на всей его будущей судьбе.
Начинается очередной учебный год, ваши дети с охотой или без нее, но собираются в школу. Чаще вспоминайте себя в детстве – это позволит вам лучше понять собственных детей. Берегите их, берегите их психику, здоровье. Не перегружайте занятиями и не превращайте учебу в ад. Нередко плодом сильного родительского давления становится продолжительное лечение детей у психотерапевта, в попытках заново обрести собственную ценность.
Детство – это радость! И нужно, чтобы ваши дети тоже это чувствовали.