Начинается учебный год. После длительных каникул так трудно настроиться на учебу. Разве что первоклассник идут в школу с интересом, еще не очень представляя, что туда придется ходить целых десять лет. Родители тоже готовятся к школе, покупают все необходимое, добывают учебники, настраиваются на проверки домашних заданий и постоянный контроль успеваемости. Хорошо, когда такой контроль не давит, а помогает сосредоточиться и втянуться в учебный процесс.
Если вы действительно хотите помочь вашему ребенку, не старайтесь с первых дней добиться от него полной отдачи и абсолютной усидчивости и сосредоточенности. За время каникул наверняка был сбит распорядок дня, и теперь ребенку сложно заснуть в нужное время, а, соответственно, утром он с трудом просыпается, вялый и ленивый.
Если вы совсем недавно вернулись из отпуска, то должны понимать, что для ребенка потребуется некоторое время на акклиматизацию и привыкание к смене обстановки. Да и каникулярная вольница не сразу вытесняется напряженной необходимостью слушать внимательно на уроках, делать домашние задания, да еще все это делать хорошо, как требуют того родители.
- Мама и папа, вы уже поели?
- Да, а что такое? Зачем тебе наши сытые личности? – Муж, допивая кофе, повернулся к дочери и жестом предложил ей сесть на свободный стул. – Ты хочешь сделать какое-то заявление?
- Мне ваши личности нужны именно сытые, потому что когда вы голодные приходите с работы, с вами разговаривать бесполезно. Вы же ничего не видите, кроме холодильника и ничего не слышите, кроме урчания ваших пустых желудков.
Выпрыгну-ка я из воспоминаний – близится, ох, как близится день, когда нужно будет сдержать обещанное слово. Точнее, этот день - завтра. Хожу, настраиваю себя, успокаиваю, а в голове навязчиво вертятся строчки мудрого поэта:
«Хоть и не ново, я напомню снова:
Медленно, но верно «завтра» превращается в «сегодня», и вот я уже отпрашиваюсь на работе, чтобы уйти на час раньше, перекусываю в кафе, чтобы не смущать желудочными голодными воплями законопослушных родителей, крашу губы перед входом в школу и захожу в среднее образовательное учреждение номер 301 для выполнения своего священного материнско-родительского долга.
Родители младших школьников часто жалуются, что дети не хотят учиться, не умеют самостоятельно делать уроки и все время требуют родительской помощи – даже в самых простых случаях. При этом те же самые дети охотно помогают родителям в домашних делах, ходят в магазин, занимаются с младшим братом или сестрой. И родители теряются – сказать, что ребенок просто лентяй, и потому не хочет делать уроки, нельзя, ведь он охотно тратит свое время на полезные дела для дома и семьи. Но и оставлять без внимания такое отношение к учебе тоже нельзя. А потому стоит разобраться и найти действительную причину нежелания учиться.
Главное, что требуется сделать родителям, это понять, какие сложились отношения у ребенка в школе – с учителями, с другими детьми. Очень часто случается так, что первые неудачи школьника, высмеянные одноклассниками и равнодушными педагогами (к сожалению и такое не редкость) вызывают у ребенка страх перед последующими неудачами. Причем, страх может быть настолько сильным, что он не дает возможности ребенку сосредоточиться.
При этом ваш ребенок не понимает и не может объяснить, что с ним происходит, но поведение его заметно меняется. И задача родителей – увидеть это и немедленно принять меры. Особенно опасно, если от таких страхов дети становятся заторможенными, отключаясь от внешних забот. И, хотя они внешне выглядят вполне спокойными и даже безмятежными, ошибочно считать такое поведение нормой.
Многие родители жалуются на то, что детей нельзя заставить взять в руки книжку. При этом они искренне недоумевают, почему так происходит, ведь, и книжки интересные, и картинки привлекательные!
Самая простая причина – это нежелание трудиться. Но ведь ясно, что детям нравится то, что у них легко и хорошо получается, а бегло читать малыши далеко не сразу учатся. Да и, спрашивается, зачем стараться, разбирать буквы и слова, когда можно посмотреть телевизор, где все расскажут и покажут?! И, главное, тут сразу все понятно и быстро, а книжку пока еще разберешь, пока дойдешь до самого интересного…
Но если вы не оставляете надежды, что вам удастся приохотить вашего ребенка к чтению, то прислушайтесь к рекомендациям специалистов. А они утверждают, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, то есть, читать нужно не подолгу, а почаще.