У моей подруги при всех ее достоинствах есть качество, которое меня периодически вводит в транс. И, хотя мы знакомы с ней с детства, и всю жизнь дружим, я так и не сумела привыкнуть к тому, что она – «всегда права». И пусть бы оно так и было, если бы подруга не старалась свою эту правоту сделать единственно возможной точкой зрения всех окружающих.
Каждый раз, когда мы с ней встречаемся, большая часть нашего общения проходит в ее рассказах, как она учила продавцов правильно торговать, приемщика из химчистки – вежливости, кондуктора в автобусе – продавать билет и пр. Подруга учит всех – начальство, родственников, посторонних людей, и, конечно, больше всего достается мужу. Дети уже выросли и живут отдельно, так что бедный супруг принимает основной удар на себя. Несмотря на то, что он очень спокойный, даже флегматичный человек, но все же временами начинает «бегать по стенкам, роняя тяжелые предметы».
И ведь все она делает исключительно с добрыми намерениями, желая, чтобы было хорошо, правильно, как она себе это представляет. Допустить, что другие люди имеют свои собственные представления о том, как правильно, она просто не может. Периодически подруга начинает учить и меня. Я, зная ее с детства, отношусь спокойно и слушаю вполуха, хотя и меня это часто напрягает, тогда я просто обрываю ее, и сообщаю, что, когда мне понадобится ее совет или мнение, я обязательно спрошу.
Подруга – человек совершенно незлой и не обидчивый, она охотно переключается на другую тему. Но не все могут такое вытерпеть и найти способ как-то ее нейтрализовать или урезонить. Начальство не выдержало и уволило ее при первом же сокращении штатов. Потом она сменила еще несколько работ и, в конце концов, устроилась работать на такое место, где начальство появляется редко. Понятно, что с коллегами отношения у нее не самые лучшие.
Муж приучился ее вообще не слышать. То есть, при звуках ее голоса он отключается, молча смотрит и кивает, а спроси, о чем речь, не ответит. Дело дошло до того, что однажды она меня попросила, мол, скажи ты ему, меня он не воспринимает, а тебя услышит. Помню, я выполнила ее просьбу: подружкин муж выслушал меня спокойно, подумал и сказал, что это разумно. А я всего лишь озвучила мнение его жены, то самое, которое он не услышал.
Подруг, кроме меня, у нее не осталось. Это и понятно – с возрастом мы становимся менее терпимыми, нервы сдают, вот и пошли ссоры чередой, а новые друзья так быстро не появляются. И ее дети стараются приезжать домой как можно реже, чтобы не проводить время в стычках и мамочкиных нравоучениях. Но даже такие ситуации ничему подругу не учат.
Я когда-то пыталась понять, почему она это делает? На мои расспросы она удивлялась: ну как можно промолчать, если соль в пачке вся слиплась в один комок, шов на кофточке спустя неделю после покупки распоролся, начальник - дурак, собак выгуливают, где попало – можно перечислять бесконечно.
Начинаю рассуждать вслух: «Вот ты потратила полдня, доказывая продавцу на рынке, что на купленной кофточке гнилые нитки. Тебе не жаль потерянного времени? Ведь продавец все равно будет брать товар у того же поставщика, потому что ей это выгодно? Или ты два часа, бегая со стаканчиком йогурта, доказывала в магазине, что они неправильно его хранят, а потому этот йогурт – некондиционный. Тебе не жаль своих сил и времени, ведь цена тому йогурту – копейки? Зачем ты сказала врачу, что она ставит неверные диагнозы, ведь тебе еще не раз придется к ней же обращаться?» Но подруга не соглашается и с торжеством парирует: «Зато я все сказала, что я про них думаю!» Получается, что главное – «все» сказать?
А, может быть, моя подруга просто неравнодушный человек, и ей до всего есть дело? Но, когда она учит врачей – лечить, начальников – руководить, коллег – работать и так далее, откуда у нее уверенность в том, что она права, что ей позволительно вообще делать людям замечания и навязывать свое мнение, которое, по большому счету, никого не интересует?
Идут годы, становится меньше сил, ухудшается здоровье, но пыл и желание всех и всему учить у подруги не уменьшается. Я смотрю на ее «пионерский задор», выслушиваю очередной рассказ о ее «боях местного значения» и думаю, а вдруг это и есть – неравнодушие? Но кто научит людей быть тактичными и вежливыми, не вмешиваться в чужую жизнь, не быть бесцеремонными и хоть иногда сомневаться в себе?
Уверенность в себе – замечательное качество, пока оно не переросло в самоуверенность и бесцеремонность. Привычка к правоте подобна болезни. Остановиться сложно, но можно. Той же подруге жилось бы намного легче, если бы она хоть иногда задумывалась, имеет ли она право всех поучать, пользу или вред она причиняет своими вечными разборками другим людям и самой себе?
А ведь моя подруга – не одна такая. Буквально вчера в магазине обратила внимание на женщину, довольно резко выговаривающую кассирше, что свитер столько не стоит, что «красная» цена ему – в два раза дешевле. И сколько бы кассирша не пыталась объяснить настырной покупательнице, что на ценообразование она не влияет, что раз вещь не подходит – не покупайте ее, возьмите что-то другое, агрессивная женщина не успокаивалась.
Возле кассы собралась очередь, народ стал роптать, в конце концов, свитер перекочевал обратно на полку, женщина покинула «поле боя», а кассирша вздохнула со словами: «А ведь завтра снова придет – она каждый день к нам ходит… Прямо энергетический вампир какой-то!»