Что такое – КАСКО? Какие «подводные камни» имеются в договоре страхования? Что нужно знать, чтобы в дальнейшем не возникло проблем?
Сначала нужно определиться с терминологией. При заключении договора используются следующие определения:
- страхователь - вы
- страховщик - компания
- выгодоприобретатель - вы
- страховая премия - стоимость полиса
- страховая сумма - максимальная выплата по страховому случаю
- договор страхования - это и есть ваш полис.
Сначала нужно определить, для чего вообще вам нужен страховой полис. Если вы отлично водите машину, собираетесь скоро продавать свой автомобиль, а договор о страховании, скорее всего, будете заключать на несколько месяцев, просто на всякий случай, то можно выбрать самую малоизвестную кампанию, там КАСКО обойдется дешевле всего.
Если думаете, что так или иначе страховой полис может понадобиться, ну, хотя бы для того, чтобы закрасить царапины на бампере, значит подходить к выбору нужно гораздо серьезнее.
Самое важное - соблюсти баланс между ценой и надежностью компании. Полис может оказаться дешевым, но при реальном страховом случае вы будете месяцами пытаться получить деньги или даже просто решение от страховщика. Поэтому необходимо собрать всю доступную информацию о финансовом состоянии фирмы: не грозит ли ей слияние с кем-то, как обстоят дела с выплатами по страховым случаям. Если компанию кто-то поглощает, то вряд ли он будет выплачивать долги. Если уже есть трудности, то вряд ли стоит ли рисковать и вам.
Перед покупкой полиса стоит ознакомиться с правилами страхования выбранной компании (вы сможете ознакомиться с ними на официальном сайте). Конечно, они написаны максимально запутанно, юридическим языком, и совсем не хочется вчитываться. Но постарайтесь сфокусироваться - это сэкономит вам время, нервы и деньги в будущем. Обязательно стоить обратить внимание на:
- территорию страхования (у многих компаний в нее не входит Чечня, Ингушетия, Дагестан)
- норму амортизации, износ (обычно - 20% в год от стоимости, 1,6% в месяц)
- исключения из страхового покрытия.
Вы должны знать, что можно снизить стоимость КАСКО, если в договоре прописана франшиза (сумма, в пределах которой вы ремонтируете машину сами) или если страховая сумма - агрегатная, то есть уменьшающаяся. (Например, страховая сумма - 100 тысяч рублей. Так, если вы один раз поцарапали крыло на 20 тысяч, то в следующий раз максимальная выплата будет только 80 000 и т.д.)
- стоят ли галочки в графах «франшиза», «лимит ответственности»
- прописана ли страховая сумма, порядок оплаты страховой премии.
Если вы не прочитали правила страхования до заключения договора, сделайте это хотя бы после. Обратите внимание на порядок действий при наступлении страхового случая и на сроки: то есть, в течение какого времени после случая надо позвонить в компанию, собрать необходимые справки, подать заявление.
Полис обойдется дешевле, если покупать его не в самой компании, а у страхового брокера. Важный момент: цена КАСКО не фиксирована! С брокером можно и нужно торговаться. Скидка может оказаться до 15%. Причем, серьезным аргументом в данном случае может служить то, что в другой фирме предложили более выгодные условия.
Если все же случилась ситуация, предусмотренная страховым договором, то следует сообщить в милицию, а затем, в тот же день, позвонить в страховую компанию. В милиции необходимо получить все справки, касающиеся вашего случая. Обязательно сделайте себе ксерокопии всех бумаг. В страховую компанию, по возможности, отдайте именно копии.
После написания заявления, сдачи всех документов и осмотра эксперта, не оставляйте компанию в покое: звоните, узнавайте состояние вашего дела. Если срок, указанный в правилах страхования, истек, а решение так и не принято, обязательно пишите претензию и отправляйте ее заказным письмом. Если и это не помогло, пишите досудебную претензию, грозите иском в суд, копию отправляйте в Российский союз автостраховщиков и в Федеральную службу страхового надзора Российской Федерации. При этом обязательно сохраняйте каждую бумажку по вашему делу.
Часто возникает вопрос - оставлять ли себе годные остатки автомобиля или отдавать их страховой компании. По закону о страховании это остается на усмотрение владельца.
Самое главное, помните, что клиент - вы. Будьте внимательны и отстаивайте свои права!