Каждый раз, забирая ребенка из детского сада, мне приходилось выслушивать, какая она непоседливая - все дети сидят рисуют, лепят, а этой все нужно что-то строить, бегать, лазить… Наконец, я не выдержала и попыталась объяснить воспитателям, что у нее такой темперамент, что ей трудно долгое время сидеть спокойно – она должна двигаться, проявлять активность, а тихие игры не для нее. И выход только один – занять ее делами, то есть, направить ее энергию в полезное русло.
Спустя какое-то время другие родители стали мне рассказывать, что моего ребенка заставляют работать в то время, когда остальные дети играют. Она собирает бумажки, переносит стульчики, кормит рыбок, поливает цветы и так далее. А воспитатели перестали жаловаться, более того, они начали хвалить мою дочку за помощь. А та, гордая и довольная собой, наконец-то, стала с радостью ходить в детский сад, а дома каждый вечер рассказывала, как помогала воспитателям и нянечке.
Свою проблему я решила, но сколько еще детей мучаются от того, что их пытаются заставить переломить себя, навязывают поведение, противное их темпераменту. В результате плохо всем – и детям, и взрослым – все испытывают дискомфорт, все недовольны друг другом.
Но ребенок же не виноват, что он родился таким, а не другим?! И не учитывать в воспитательном процессе унаследованный им темперамент – огромная ошибка, которая неизвестно чем обернется в будущем. Психологи учат: чтобы избежать проблем в общении с детьми, нужно правильно определить и учесть их темперамент в воспитательном процессе.
Вот ребенок – сангвиник. Он жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран. Он прекрасно ладит с другими детьми, быстро адаптируется в незнакомой обстановке, мгновенно все схватывает. Такой ребенок любит подвижные игры и очень любознателен.
Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его речь сопровождается импульсивными жестами. Он быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении.
Это вообще самый удобный для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш может не рассчитать силы, быстро устает и часто не доводит дело до конца. И тут родители должны помочь ему, проследить, чтобы его оптимизм и любознательность не переросли в легкомыслие, несобранность, поверхностность. А для этого детей – сангвиников нужно целенаправленно учить терпению, воспитывать в них упорство и последовательность.
Дети – холерики неутомимы, бесстрашны и задиристы. Такой ребенок часто горячится и вступает в конфликты. Нередко он испытывает страх и гнев, а непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям дети - холерики относятся довольно спокойно, а вот физические наказания они не принимают и ожесточаются. Холерики предпочитают шумные игры, баловство, они постоянно нуждаются в зрителях своих поступков и в новых впечатлениях.
Новую информацию ребенок схватывает на лету, но тут же забывает. Говорит холерик громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. Засыпает плохо, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется.
Основой воспитания ребенка – холерика будет систематичность в организации его бурной деятельности: помогайте ему выбирать увлечения, используйте его энергию для познавательных целей, учите терпению и наблюдательности, сдержанности и настойчивости. Занимайте его спокойными, но увлекательными играми, чтобы он учился обдумывать решения и рассчитывать собственные силы.
Дети - флегматики очень спокойные, даже медлительные, обстоятельные и в какой-то степени малоэмоциональные. Флегматик не любит рисковать, предпочитает спокойные игры. Такие дети никогда не бывают лидерами и заводилами среди сверстников. Новую информацию флегматики воспринимает медленно, но зато она прочно оседает в их памяти.
Если ваш ребенок – флегматик, вам нужно развивать его любознательность и инициативность, подталкивайте его понемногу, ускоряйте его медленные темпы познания мира. Развивайте в нем эмоциональность, показывая примеры ярко выраженного эмоционального поведения. Важно научить таких детей активно проявлять свои эмоции - и радоваться, и огорчаться.
Меланхолики робки, замкнуты и нерешительны. Они тревожатся по мелочам, очень мнительны и даже сентиментальны. Все новое усваивается ими с трудом, такие дети все время отвлекаются и быстро устают.
Меланхолики двигаются неуверенно, говорят тихо и медленно. Как правило, реакция у меланхоликов неадекватна силе раздражителя. Такие дети подолгу укладываются спать, хотя утром встают легко. Меланхолики очень тяжело привыкает к новым обстоятельствам и поэтому не любит ходить в садик и неохотно посещают школу. Таких детей нужно учить самостоятельности и смелости. Им нельзя приказывать, точно также недопустимы категоричные обращения и отрицательные оценки. С ними надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных моментах.
Часто у детей бывают темпераменты смешанного типа, но всегда нужно найти самые ярко выраженные черты, составляющие основу его эмоционального склада. Понаблюдайте за детьми, сравните его поведение с классификацией типов темперамента, описанной психологами. Если вы найдете правильный подход к вашему ребенку с учетом его темперамента, у вас исчезнет множество проблем в общении.