Кого из женщин в новейшей истории можно было бы поставить рядом с Лени Рифеншталь (вспоминая только тех, кого уже нет)? Не знаю. Разве что Луизу Андреас-Саломе, женщину необычайно сильного характера и удивительной судьбы, покорившую сердце даже такого нестандартного мужчины, как Фридрих Ницше.
И всё же сравнения с Рифеншталь даже Лу Саломе до конца не выдерживает.
Итак, Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl). Родилась 22 августа 1902 года в Берлине. С раннего детства отличалась совершенно железной волей, невероятным упорством и честолюбием, талантом во всём, за что бы она ни бралась. В 4 года Лени всерьёз заинтересовалась танцами и театром, на роликах каталась так, что её «показательные выступления» в берлинском Тиргартене привлекали большое количество зевак и порой заканчивались активным вмешательством полиции.
Берлинскую гимназию Лени закончила, разумеется, с отличием. Вообще, будучи лучшей ученицей, она оставалась столь же необузданной и способной на самые вызывающие поступки (её оценка по поведению была лишь «удовлетворительно»).
В балетную школу русской балерины Евгении Эдуардовой Лени приняли в 19(!) лет, хотя обычным возрастом для этого было 6 лет. Она трижды ломала лодыжку, но через два года стала официально лучшей ученицей балетной школы. Вскоре ей предложили длительный контракт и турне по Европе. Выступая в Праге, Лени сильно повредила колено, и все врачи сошлись во мнении, что о балете ей нечего больше и думать.
Дома Лени просидела недолго. Сходив как-то в кино, она решила сделать карьеру киноактрисы. Очаровав режиссёра Фанка, она добилась специально для себя роли с танцевальными фрагментами, рискнула на крайне редкую в 1925 году операцию на мениске, долго разрабатывала колено и практически вернула свою прежнюю форму!
Во время съёмок фильма несчастья преследовали и Лени, и всю группу так плотно, что режиссёр посчитал проект проваленным и закрыл его, отправившись в Берлин. Тогда Лени сама взяла в руки камеру и за свой счёт сделала 600 метров натурной съёмки, которые затем и спасли фильм! Потрясённый Фанк начал лично обучать Лени мастерству режиссёра и оператора, а по возвращении она немедленно устроилась на работу в отдел копирования, где освоила процессы проявления и копирования плёнки и монтажа фильмов!
Карьера Рифеншталь стремительно шла в гору, её популярность росла. Одно время она вызвала настолько большую ревность со стороны самой Марлен Дитрих, что однажды на съёмках та показала Лени свой голый зад.
В 1931 году Рифеншталь создала собственную кинофирму и за год сняла фильм «Голубой свет», который немедленно получил серебряную медаль в Венеции (в Париже её фильм не сходил с экранов 14, а в Лондоне — 16 месяцев!).
В начале 30-х годов в её жизни возникает Гитлер. Рифеншталь написала ему письмо, тот ответил, и с тех пор Рифеншталь стали замечать в обществе высших партийных функционеров.
Честолюбивая и по-женски легкомысленная Лени сама намекала на свои близкие отношения с Гитлером и Геббельсом. Вероятно, это всё было не совсем так. Вероятно, главным в её жизни оставалась карьера и только карьера — без малейшей примеси политики, хотя она в те годы и симпатизировала национал-социалистам, как и большинство немцев.
И вот наступил её звёздный час. Именно ей решил Гитлер поручить съёмки документального фильма о съезде НСДАП 4–10 сентября 1934 года в Нюрнберге, где специально был построен огромный стадион. Нелёгкую в творческом отношении задачу Лени Рифеншталь решила блестяще, создав буквально из ничего двухчасовой фильм «Триумф воли» (Triumph des Willens), за который Лени получила Гран-при и золотую медаль в Париже и главный приз — на фестивале в Венеции, который признан лучшим пропагандистским фильмом всех времён и народов, который обладает огромной гипнотической силой и который поэтому и сейчас ещё запрещён к показу в некоторых странах.
Команда Рифеншталь (120 человек) позволила себе целый ряд экспериментов, которые впоследствии стали классикой съёмок неигрового кино. Именно она впервые разместила между древками знамён, на высоте 38 метров, специальные лифты для подвижной съёмки с разных точек. Именно она поставила всех операторов на роликовые коньки. Именно она впервые в документальном кино сделала панорамную съёмку, начала использовать пожарные машины для съёмок сверху из подвесных люлек, проложила рельсы для съёмок с движущихся вагонеток, впервые использовала вкрапление в документальное кино постановочных сцен.
После этого Лени Рифеншталь стала в Германии фактически тем, что теперь назвали бы «народный режиссёр». Вопросов, кто будет снимать фильм об Олимпиаде 1936 года в Берлине, не возникало. Фильм «Олимпия» (Olympia) начал сниматься ещё в 1935 году и был закончен лишь в 1938 году. Собственно говоря, Лени сработала на своём обычном уровне великого режиссёра, и «Олимпия» официально входит сейчас в десятку лучших фильмов мирового кино.
Опять очень много придумано непосредственно ею. Скажем, чтобы снять прыгунов с шестом, она вырыла ямы прямо на поле и смогла показать прыгунов на фоне неба. А чтобы эффектно снять бег на короткие дистанции, Рифеншталь впервые придумала катапультировать кинокамеру синхронно со стартом бегунов. Для высотных съёмок общих планов стадиона и спортивных состязаний она использовала дирижабли и воздушные шары с маленькими камерами. Прыжки в воду операторы Лени снимали тремя камерами — одна камера вверху, другая — тоже впервые в истории кино — под водой, а третья, с двумя скоростями, — сбоку. В киномонтаже, пуская плёнку в обратную сторону, меняя ритм и постепенно замедляя его, она добилась потрясающего эффекта парения в воздухе прекрасных человеческих тел.
Вообще, как можно заметить, в фильме Рифеншталь поётся настоящий гимн совершенству человеческого тела, совершенству линий и движений. Собственно говоря, это было вполне в русле проводившейся в то время в Германии кампании по пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта. В предыдущем фильме, «Триумфе воли», как раз и показано посещение руководителями страны гигантского по размерам летнего молодёжного лагеря. Было снято около 400 километров плёнки. Монтаж занял почти два года, 10 недель ушло только на отсмотр материала.
Впоследствии, отвечая на обвинения в сотрудничестве с нацистским режимом, Лени говорила, что она думала только о работе и ни о чём больше. И это совершенно верно, если только принять во внимание её редкий талант. Думаю, если бы сейчас та Лени Рифешталь взялась делать рекламу женских прокладок, то она сделала бы довольно длинную ленту, на следуюший же день после показа которой, по телевидению, купить прокладки стало бы весьма проблематично ввиду их (временного, конечно) отсутствия. Вот это и называется — просто талант.
Шедевры Лени Рифеншталь «Триумф воли» и «Олимпия» реально можно купить в записи на DVD, хотя, конечно, они отнюдь не фигурируют на витринах.
Началась война. Геббельс лично обратился к Лени с просьбой снять несколько фильмов. К её чести, после того, как она сама увидела уничтожение польских деревень вместе с их жителями, Лени раз и навсегда оставила мысли о карьере фронтового киножурналиста и вообще попыталась порвать свои тесные связи с нацистской верхушкой. И всякое финансирование её проектов моментально прекратилось.
Вокруг Лени образовалась пустота, и практически всю войну она провела в полной бездеятельности как режиссёр. Лени пыталась переломить ситуацию, пыталась снова наладить отношения, но теперь уже ни Гитлер, ни Геббельс не захотели иметь с ней ничего общего.
После войны ей пришлось несладко. Она прошла через допросы советских контрразведчиков, через суд, через клевету бывших коллег, через публичный позор. Лени Рифеншталь не сдавалась. С 1950 по 1964 годы она пыталась реализовать 11 своих проектов — и ни один фильм так и не был снят.
В 70-е годы, разменяв восьмой десяток, Лени решает прославиться иначе — занявшись фотографией. Для старта она выбрала малоизученное нубийское племя и сделала на этом материале несколько фотоальбомов. Ей никто не помогал, кроме начинающего оператора Кетпера, который, будучи моложе Лени на 40 (!) лет, стал её очередным избранником и верным спутником жизни.
Выход этих фотографий стал сенсацией, и Лени снова оказалась в центре внимания. В 1975 году её альбомы были объявлены «лучшей работой в области фотографии». Но Лени этого оказалось мало. Она освоила технику подводной съёмки и со всей страстью своей неуёмной натуры отдалась увлечению подводным плаванием, в столетнем возрасте снимая фильмы о подводном мире!
Лени Рифеншталь, одна из самых выдающихся женщин, скончалась в сентябре 2003 года, прожив почти ровно 101 год.