Первым словом, которое сказала маленькая Наташенька, было «сама». Она все и всегда решала сама. Лишь раз в ее жизнь вмешался Его Величество Случай. Таких как она – полненьких и конопатых – в актрисы не брали. Но тот самый Случай распорядился иначе.
Она мучительно размышляла, какое платье надеть. Ведь нужно не просто понравиться, а покорить этих строгих критиков, которые будут решать ее судьбу.
Выбрала платье, усыпанное голубыми цветами. «Стала похожей на необъятную цветочную клумбу: куда ни кинь взор, до горизонта – я», – вспоминала Наталья в книге «Актриса». Завила кудри, накрасила ресницы, губы и отправилась на экзамен. Подобного дождя в Москве не помнили и старожилы: потоки воды смыли тушь, румяна, кудри и, казалось, даже цветы с платья… Вот в таком неприглядном виде Наташа Гундарева и вошла в училище. «Ребята вокруг красивые, девочки все стройные, а я между ними, как мокрый шар». Экзаменаторам – лучшим артистам-вахтанговцам, лауреатам, доцентам, профессорам – девушка прочитала свой отрывок. Пауза была долгой. Они о чем-то совещались, потом один театральный патриарх нежно произнес: «Нам понравилось, детка, как вы читали. Но и мои коллеги, и я никак не можем понять, как вы движетесь».
Абитуриентка Гундарева вышла из аудитории, еще не подозревая, что из почти 250 человек, претендовавших на место в актерской группе, приняли именно ее, хоть и сочли рыхлой и непластичной. Как вспоминал потом мастер курса Юрий Катин-Ярцев, «Наташа, завернувшись в три слоя шерсти, часами занималась в балетном классе».
Советское детство
Наташа родилась и выросла в московской коммуналке на Таганке. Родители ее были далеки от богемного мира искусства: отец работал на заводе, мама – в проектно-конструкторском бюро одного из московских НИИ. Но театр в их жизни занимал совершенно особое место. Мама, горячая поклонница МХАТа, участвовала в художественной самодеятельности своего института, играла, пела и часто брала Наташу на репетиции. Гундарева о своих первых впечатлениях от посещения профессионального спектакля вспоминала так: «Я не знала – ступать мне по полу в театре или летать».
В школе девочка обожала читать ролевые пьесы на уроках литературы, посещала различные кружки в ближайшем Доме пионеров: драматический, чтецкий, вокальный. «Нами занимались, – вспоминала Наталья Георгиевна, – водили в театры, в консерваторию, приглашали на творческие вечера». В 15 лет она дебютировала на сцене Театра юных москвичей при городском Доме пионеров в роли… мамы в пьесе «Дикая собака Динго». «Так я изживала в себе комплексы», – вспоминала позже Народная артистка России Наталья Георгиевна Гундарева. Бесстрашная девушка боролась с комплексами и более радикальными способами: пышечка-школьница маленького роста, недолго думая записалась в баскетбольную секцию спортивной школы! «Пыталась доказать, что и в такой плоти, которая многим казалась несовершенной, важен дух», – рассказывала она.
Странно, что при такой увлеченности сценой, Наташа воспринимала актерство именно как детское и несерьезное увлечение. Она собиралась стать инженером-строителем, как мама.
Новый поворот
Для поступления в Московский инженерно-строительный институт требовался трудовой стаж.
И Наташа, переведясь в вечернюю школу, стала работать в конструкторском бюро. Причем в КБ будущая актриса из простой чертежницы быстро доросла до руководителя проекта. «Я серьезно решила стать строителем, – вспоминала Гундарева, – с удовольствием занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. Сдала два экзамена в институт, как вдруг забежал приятель Витя Павлов: «Наташка, это правда, что в МИСИ поступаешь?! С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!» Почему-то послушалась».
Училась Наталья увлеченно, старательно, по нескольку часов в день занималась танцем, сценическим движением, пластическими этюдами. На втором курсе блестяще сыграла Домну Платоновну из «Воительницы» Лескова. Легенда гласит, что после спектакля тогдашний ректор «Щуки» Борис Захава воскликнул: «Гундаревой уже нечему учиться – пора на сцену!»
Театральные истории
После училища, из множества заявок на студентку Гундареву от крупных театров, она выбрала себе место работы на всю жизнь – театр имени Маяковского.
И началась обычная карьера начинающей советской актрисы: период адаптации, массовки, эпизодические роли. Но в жизни каждого актера важную роль играет случай. И Наташина актерская судьба не стала исключением. Приступая к постановке спектакля «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» по А. Н. Островскому, худрук театра Андрей Александрович Гончаров назначил на все ведущие роли корифеев труппы, а молодняк включил во второй состав. Именно в этот дублирующий состав на роль Липочки была назначена Гундарева. Далее сюжет развивался по хрестоматийным канонам: примадонна, репетировавшая роль, вынуждена была срочно отбыть на зарубежные гастроли, и Наташа, которая исправно посещала все репетиции и внимательно следила за режиссером и актерами, вышла на сцену «Маяковки» в день премьеры. «Это был, пожалуй, самый счастливый момент в моей жизни, – вспоминала Наталья Георгиевна, – когда все задуманное сбылось. Я выходила на сцену и ощущала, что мне все удается. Так бывает очень редко, но зато после я могу жить этим счастьем».
Спектакль произвел фурор не только в Москве, но и по всем городам и весям тогда еще необъятной страны, и даже в нескольких республиках соцлагеря, куда театр выезжал на гастроли. Критики захлебывались от восторга. Во всех рецензиях имя Гундаревой стояло первым из всего перечня актеров, занятых в спектакле. И, безусловно, такая яркая актриса не могла не появиться на экранах.
Кино и роли
В кино- и телефильмах Наталья Гундарева начала активно сниматься в начале 70-х. Но настоящим прорывом актрисы на широкий экран стала роль Анны Доброхотовой в фильме Владимира Фетина «Сладкая женщина». Созданный ею образ не оставил зрителя равнодушным. Именно после «Сладкой женщины» читатели журнала «Советский экран» назвали Наталью лучшей актрисой 1977 года. Калейдоскоп ролей, последовавший после, укрепил за ней звание по-настоящему народной и любимой актрисы: «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Осенний марафон»… Все ее героини – модницы или простушки, добрые или капризные, веселые или прозрачно-печальные – неизменно находили отклик в сердцах поклонников. Ведь в каждой ее роли зритель мог найти что-то свое, знакомое. После выхода фильма «Осень» на киностудию «Мосфильм» пришло письмо: «Передайте режиссеру, товарищу Смирнову: он молодец, что снимает не только профессиональных актеров. Крестьянка Гундарева прекрасно сыграла доярку Дусю». Так зрители признали основное качество актрисы – быть естественной во всех своих киновоплощениях.
Женское счастье
Актриса никогда не афишировала подробности личной жизни. «У меня жизнь всегда была довольно бурной, но она оставалась моей жизнью. Я не выносила ее на суд общественности», – говорила актриса. Наталья Георгиевна была уверена, что излишняя откровенность некоторых звезд – не что иное, как желание удержать уходящую популярность. Молва же выдавала Наталью замуж бессчетное количество раз и все сплошь за экранных партнеров. В действительности первым ее мужем был режиссер Леонид Хейфиц, снявший ее в телефильме «Обрыв», а вторым – партнер по «Маяковке» Владимир Корешков.
Театр подарил ей встречу и с третьим мужем, актером Михаилом Филипповым – он был дружен с бывшим однокурсником Натальи по театральному училищу. Общая компания, шутки, розыгрыши. Совместная работа настолько сблизила Наталью и Михаила, что в один прекрасный момент они решили: нужно жить вместе. «Когда муж – артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допоздна». Вот только детей у них не было. Мать-героиня из «Однажды двадцать лет спустя» в жизни так и не познала счастье материнства. Наталья Георгиевна признавала, что это и была ее плата за успех.
Удар
Беда случилась 18 июля 2001 года. Обширный ишемический инсульт, институт им. Склифосовского, кома, аппарат искусственного дыхания…
Миллионы поклонников актрисы следили за медицинскими сводками. Наконец появилась первая надежда: в конце июля к актрисе стало возвращаться сознание. Пресса пугала остановкой дыхания, полным параличом, но Гундарева упорно и целеустремленно возвращала себя к нормальной жизни. Позже Наталья Георгиевна говорила, что не последнюю роль в случившемся несчастье сыграли непрерывные гонки – репетиции, спектакли, съемки, игра на пределе возможностей. «Нас еще в театральном учили играть так, будто завтра умрешь!» – вспоминала она в интервью после выздоровления. И уже летом 2002 года Наталья Георгиевна все настойчивее говорила о сцене. И хотя актриса не появлялась на публике, зрители тоже надеялись на ее скорое возвращение в театр. Однако надежды не сбылись.
В мае 2005 года Натальи Георгиевны не стало.
Оттолкнувшись от земли «Как только раздается третий звонок, ты уже не ты, – вспоминала Гундарева. – Ты делаешь шаг на сцену, попадая в полоску света или темноту, и жизнь твоя преображается».
Следуя своему пониманию миссии актера, она дарила людям радость, несла в их дом тепло. И никогда ни о чем не жалела. Трогательно заботилась о почитателях, например, никогда не курила во время записи интервью: «Я не могу расстраивать поклонников, они привыкли видеть меня другой».
И по ее собственным заверениям, никогда не мечтала о ролях. «Ведь режиссер видит меня именно в этой роли, и ни в какой другой. И как бы я ни хотела сыграть Джульетту, он видит меня Кормилицей, и мне деваться некуда». Жила согласно собственной философии «не транжирить себя». И уйти мечтала тихо, «оттолкнувшись одной ногой от земли». В какой бы роли ни появлялась Наталья Гундарева, зритель верил ей безоговорочно. Поверить сложно лишь в то, что ее уже нет.