...За несколько часов до рождения дочери Аделины ее мать итальянская певица Катерина Барилли пела Норму в Мадридской опере. У Катерины было крепкое сопрано, для которого Гаэтано Доницетти написал оперу «Осада Кале». В браке с тенором Сальваторе Патти она родила троих прелестных и музыкальных детей. Но только Аделина будет, как напишет впоследствии Петр Чайковский, «причислена к ряду первоклассных из первоклассных артистических личностей».
В 6 лет, задрапировав свою фигурку в попавшееся под руку одеяло, Аделина Патти огласит стены материнской комнаты выходной арией Нормы. Правильность детского пения будет почти пугающа. Теперь ее не остановит ничто, теперь она провозгласила свой блестящий, уникально длинный вокальный век.
В 1850 году на сцене появится «маленькая Флоринда» – семилетний ребенок, бесстрашно поющий оперные арии. Нью-Йорк будет ошеломлен! За четыре года она объедет всю Америку, Кубу, Антильские острова, оставляя повсюду восторженных, рукоплещущих, очарованных поклонников.
Не менее чудесным, чем чистота ее детского голоса, будет другой феномен «маленькой колдуньи», как окрестили девочку в Пуэрто-Рико. То ли благодаря брату Этторе, ее первому вокальному педагогу, то ли в силу фантастической выносливости голосового аппарата ее уникальный голос будет сохранен и впоследствии, вопреки всем этим перевалившим за три сотни концертам.
На некоторое время она исчезнет для публики: четыре года пройдут в разучивании оперных партий с мужем старшей сестры Морисом Стракошем и уроках фортепианной игры, с любовью преподаваемой другой сестрой – Карлоттой. И 24 ноября 1859 года под сводами нью-йоркской музыкальной академии зазвучит серебряная колоратура Патти – Лючии в постановке оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». И завладеют сценой изящные ступни миниатюрной итальянки, новой колоратурной королевы.
Ей – шестнадцать. Не знающий технических препятствий голос распахнет перед девушкой двери оперных театров Англии, Франции, Германии, Испании. Европа затаивала дыхание и взрывалась аплодисментами. Влюбленные поэты слагали стихи, а влюбленная в успех Аделина блистала все более и более изысканными пассажами. Она была так нежна и хороша со спадающими к талии черными волосами в переливах хрустально-ровного, но такого живого и теплого голоса...
В 1869 году в партии Амины – героини оперы Беллини «Сомнамбула» – ее услышит Петербург. Девять лет, из года в год, Патти будет возвращаться в величественный город, и будет рукоплескать ей взыскательная русская публика. Верди, Россини, Гуно, Доницетти, Моцарт: она пела много и хорошо. Но петербургские сезоны прервутся неожиданно и нелепо. Скандал и разрыв с мужем, разлетевшиеся по городу сплетни – и Патти покинет туманные пейзажи нашей северной столицы. Лишь спустя 27 лет постаревшие свидетели ее прежних триумфов увидят «божественную Аделину» вновь.
Она же все эти 27 лет будет царить над миром.
И тогда, и после, вплоть до своего прощания со сценой в 1914 году, она будет все такой же сладкоголосой, как и на другом краю жизни. Обладательница «голоса без слез, но зато полного улыбок», Аделина Патти дожила свой громкий век уединенно в замке среди уэльской природы.
Певица покинула землю 27 сентября 1919 года, оставив миру технически несовершенные, но когда-то вызвавшие у нее радостные слезы, записи, абсолютно бессильные рассказать о ее неземном голосе. Ее могиле на кладбище Пер-Лашез можно поклониться и сегодня, воскрешая перед собой незабвенный образ маленькой итальянки, исполнившей все свои самые дерзкие мечты.