Основательница музея восковых фигур мадам Мари Тюссо родилась в Страсбурге 1 декабря 1761 года в семье Анны-Марии и Иоганна Гроссхольца, немецкого происхождения. Вскоре Иоганн узнал, что настоящим отцом девочки являлся ее дядя скульптор Филипп Вильгельм Куртиус. Тогда он ушел из семьи, оставив дочери только имя. Для Мари это стало одновременно удачей и несчастьем, так как фамилия Гроссхольц принадлежала к презираемой касте палачей. Детские годы она провела в Берне, а потом, убегая от бедности и нужды, вместе с матерью перебралась к Куртиусу в Париж.
Когда Мари исполнилось 9 лет, отмечалась свадьба наследника престола Людовика с Марией Антуанеттой, и Куртиус решил воссоздать образы новобрачных в натуральную величину из воска.
Идея удалась, после чего скульптор купил небольшую лавку, в которой начал выставлять свои произведения, а Мари стала обучаться искусству лепки (именно ей пришлось снимать посмертную маску Жан-Жака Руссо).
Лавочка пользовалась популярностью. В ней бывали именитые гости, и серьезные заказы не прекращались. С 1780 года до начала Великой Французской Революции девушка служила гувернанткой сестры французского короля Елизаветы в Версале. Но одновременно Мари продолжала осваивать ремесло и вести дела в лавке. Отец снял новое помещение, и лавочка превратилась в экспозицию.
Фигура 2. Французская рукодельница
В 1789 началась революция, и статуи короля, королевы и их детей быстро отправили в переплавку. В лавку на смену аристократии заспешили новые персонажи: Дантон, Демулен, Робеспьер. Революция сильно изменила жизнь Мари, которую ненадолго арестовали как роялистку. Из-за роста антигерманских настроений Куртиус бежал в Майнц, и Мари стала хозяйкой музея.
Революционеры тем временем увлекались рубкой голов на гильотине, и Мари получила первый заказ - вылепить из воска посмертную маску казненного. Революционерам изделие понравилось и бизнес пошел в гору, хотя в руки к мадемуазель попадали отсеченные головы её знакомых и даже друзей.
Заказов в связи с якобинским террором становится все больше, и мастерице требовались натуральные волосы. Проблема решилась просто: палачи, считая ее “своей”, разрешили брать волосы с голов казненных. Мари не прекращала трудиться над заказами, и однажды Жозефина приглашает ее сделать скульптурное изображение головы своего мужа Наполеона.
В 1794 году в Париж вернулся тяжело больной отец и вскоре умер. А в 1795 году Мари вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо.
Фигура 3. Английская подданная
Однако развернуться в полную силу в разоренной стране возможностей не было, к тому же жить в Париже становится все опасней: перспектива закончить свои дни по доносу на гильотине у Мари оставалась. Поэтому она бросила голодный и разоренный город и в 1795 году отбыла в Лондон. Это был этапный год в ее жизни. Англичане дали ей ангажемент на перевоз выставки восковых фигур по всей стране.
Хотя в браке у супругов Тюссо родились двое сыновей, их семья распалась. Мари поручила старшего сына матери, а с младшим снова уехала в Англию, где ее выставки пользовались неизменным успехом. В 1802 году она перебралась с детьми на Британские острова окончательно. В 1804 году судно, на котором перевозились фигуры, потерпело крушение, и много месяцев Мари восстанавливала коллекцию, дополнив ее новыми персонажами из числа английской знати и знаменитых преступников.
Популярность передвижной экспозиции росла. В 1829 году ей на помощь пришел палач Джон Вильямс, который разрешил Мари снимать маски с осужденных. В тот же год она познакомилась с молодым журналистом по имени Чарльз Диккенс.
Тридцать лет при поддержке сыновей Мари Тюссо путешествовала со своими выставками по стране, пока в 1835 году не поселилась на Бейкер-стрит в Лондоне, где на верхних этажах оборудовала выставочные залы. Так был основал первый в мире музей восковых фигур.
Вклад этой женщины в историю сложно переоценить, поскольку именно она сохранила для потомков реальные изображения практически всех своих выдающихся современников. Мадам Тюссо работала практически до смерти 16 апреля 1850 года.