Кинозвезда Грета Гарбо стала символом эпохи, хотя ее жизнь в кино оказалась очень короткой — с 1922-го по 1939 год.
Она часто играла аристократок, в том числе и русских. Самые известные фильмы с ее участием — «Королева Христина», «Анна Каренина», «Дама с камелиями», «Ниночка».
Многие пытались подражать экранному образу, созданному Гретой Гарбо, ничего не зная о ней самой.
Она бросила кино в самом расцвете красоты и таланта, предпочтя богемной жизни полное затворничество. Не было даже известно, где обитает эта богиня Голливуда. Тайна далась ей нелегко, но даже сейчас многое в ее жизни остается загадкой.
Начнем с того, что настоящее имя этой актрисы — Грета Густаффсон и родина ее не США, как полагали многие, а Швеция. В пятнадцать лет Грета Густаффсон работала в галантерейном магазине, где ее увидел богатый аристократ Макс Гампел.
Оригинальная красота девушки поразила его, а холодность — раздразнила. Макс бросился на приступ замка, казавшегося ему неприступным, — и очень скоро оказался победителем.
Они поженились, но вместе прожили совсем недолго. Инициатором развода стала Грета. К величайшему удивлению Макса, она заявила, что ей «просто надоела» совместная жизнь с ним и никаких имущественных претензий к мужу она не имеет. При этом бывшим супругам удалось навсегда сохранить дружеские отношения.
На экране Грета Густаффсон впервые появилась в 1922 году в фильме «Бродяга Питер» в роли спортсменки-пловчихи. Плавала она действительно великолепно, но ее внешность у многих вызывала недоумение.
Высокая и худая, с резкими чертами лица и ледяными глазами, с узкими бедрами, широкими плечами и «солдатской» (по выражению одного из критиков) спиной, Грета Густаффсон противоречила канонам женской красоты того времени.
Но играла она хорошо, и ее приглашали сниматься снова и снова. В 1926 году она появилась в Голливуде. Сначала американская публика отказывалась принять Грету — ее внешность и манера игры ломали все стереотипы.
На одной из голливудских вечеринок ее увидел кинорежиссер Морис Стиллер. Грета курила и молчала. Почувствовав на себе пристальный взгляд незнакомца, она повернулась и несколько минут смотрела на него из-под полуопущенных век — без улыбки и без смущения. А потом с таким же безразличием отвернулась, словно ей надоело смотреть.
«Боже мой, кто этот сфинкс?» — восхищенно спросил Стиллер. И пригласил Грету сниматься. Именно Стиллер предложил ей взять псевдоним «Гарбо», и Грета согласилась, удивив этим многих: она уже успела прослыть упрямой и несговорчивой.
Во время съемок фильма «Плоть и дьявол» Грета Гарбо познакомилась с Джоном Гилбертом — выдающимся актером немого кино. В 1925 году Гилберт стал самым высокооплачиваемым актером в Голливуде, а после смерти обожаемого американками Рудольфе Валентино — самым популярным.
Гилберт слыл безжалостным сердцеедом — до тех пор, пока не встретил Грету Гарбо. С этого дня другие женщины перестали для него существовать.
А Гарбо, казалось, оставалась спокойной. Тем не менее, сразу же после съемок Грета переселилась к нему, чем в очередной раз удивила многих.
Даже в самый страстный период их любви Грета Гарбо нуждалась в уединении. Сначала она время от времени возвращалась к себе, а потом Гилберт выстроил для нее рядом со своим домом маленький коттедж, высадив перед его окнами столь любимые Гретой сосны. Порог этого коттеджа Джон никогда не переступал без разрешения Греты...
Гилберт не раз предлагал Гарбо пожениться, но она неизменно отвечала ему отказом. И вдруг однажды согласилась. Это произошло, когда они были в гостях у друзей Гилберта — режиссера Кинга Видора и актрисы Элеанор Бордмен. Эта пара собиралась пожениться и в шутку предложила Гарбо и Гилберту сыграть двойную свадьбу. Гарбо неожиданно понравилась такая идея, и Гилберт начал приготовления к свадьбе.
Позже он не раз вспоминал, что несколько недель, проведенных с Гретой до дня, на который была назначена свадьба, оказались самыми прекрасными за всю их совместную жизнь... Грета стала относиться к нему теплее и нежнее. А накануне венчания Грета исчезла.
В Голливуд она вернулась, только когда страсти из-за ее бегства немного улеглись. Причин своего поступка она так никогда и не объяснила. Джон Гилберт был безутешен. Позже он женился на актрисе Иде Клер, но прожил с ней всего год. Он так и не смог забыть Грету Гарбо.
Грете тоже пришлось пережить тяжелое разочарование в любви. Великому дирижеру Леопольду Стоковскому удалось вызвать у нее истинное чувство, они собирались пожениться, как только Грета отработает по уже заключенным контрактам. Но свадьба и на этот раз не состоялась — теперь уже по вине жениха: Стоковский предпочел Грете миллионершу Глорию Вандербилт.
Для Гарбо предательство человека, которого она не только любила, но и безмерно уважала, стало непереносимым горем. В 1939 году она снялась в своем последнем фильме («Ниночка») и в тридцать шесть лет ушла из кино.
Она заперлась в своем нью-йоркском доме, отказываясь принимать гостей и давать интервью. «Хочу быть одна», — заявила она и упрямо следовала этому решению.
Свое затворничество Грета нарушила лишь в 1946 году, неожиданно появившись на богемной вечеринке. Там она встретила многих старых знакомых, в их числе оказался и известный английский фотограф Сесил Битон. Их познакомила еще в 1932 году подруга Греты, журналистка Мерседес Д'Акоста. Разумеется, Гарбо уже тогда поразила воображение Битона, но сам Сесил не произвел на нее особого впечатления. Непонятно, чем он привлек ее теперь, четырнадцать лет спустя...
Они встречались каждый вечер, гуляли в Центральном парке и вели нескончаемые беседы. Молчаливая, скрытная Грета Гарбо почему-то стала очень откровенной с этим человеком.
Как-то раз она сказала ему: «Моя постель узка, холодна и целомудренна. Ненавижу ее...». Услышав это, Битон немедленно предложил ей руку и сердце. Как ни странно, Гарбо приняла его предложение.
Стояла прекрасная осень. Битон приносил Грете осенние цветы — георгины, астры, хризантемы. Последние яркие цветы с горьковатым ароматом. Сесил как-то сказал, что эти цветы похожи на их любовь. Грета улыбнулась — ей понравилось это сравнение.
За развитием их романа друзья следили, затаив дыхание. Дело шло к свадьбе. Прекрасный фотограф, Сесил Битон остро чувствовал красоту. Он сделал множество великолепных фотографий, которые нравились не только окружающим, но и самой Грете.
Однажды, во время ее отъезда в Швецию, он передал фотографии в журнал «Вог». Когда Гарбо узнала об этом, она пришла в неописуемую ярость. Позвонила Сесилу и потребовала, чтобы он забрал фотографии. Если они появятся на страницах журнала, заявила Грета, разрыв неминуем! Сесил немедленно связался с редакцией, но было поздно: номер уже отпечатали. Он поступил в продажу на следующий день. И, верная своему слову, Грета прекратила всякие отношения с Сесилом.
Полтора года он тщетно добивался примирения. А когда, отчаявшись, оставил свои попытки, Гарбо неожиданно сама появилась в его номере в отеле «Плаза». Как всегда она не объяснила своего поступка. Но Сесил и не требовал объяснений, он был счастлив.
Правда, Грета уже не соглашалась выйти за него замуж, хотя Сесил неоднократно повторял свое предложение. Последний раз он предложил Гарбо руку и сердце в 1956 году — в ответ она вновь припомнила ему поступок с фотографиями. «Если ты до сих пор не можешь мне этого простить, значит, я просто неудачник!» — в гневе воскликнул Сесил.
Позже она прислала ему короткую записку: «Я люблю тебя, но ты действительно неудачник. Ты мог бы взять меня за шиворот и превратить в послушную девочку. Ты мог бы удержать меня. Но ты не сделал этого. Прощай». Сесил был потрясен. Еще целых три года он пытался добиться прощения Гарбо. Но на этот раз ее решение было окончательным. И ее затворничество — тоже окончательным.
В 1959 году Сесил Битон женился на Джун Осборн, вдове пианиста Франца Осборна. А в 1972-73 годах он опубликовал свои дневники, в которых много места занимали воспо¬минания о Грете Гарбо. А ведь она так старательно скрывала свою личную жизнь! Эти книги стали бестселлерами, но большинство друзей отвернулось от Битона, считая, что он предал Грету. Битон пытался объясниться с Гарбо, звонил и писал ей. Она бросала трубку, едва услышав его голос, и возвращала его письма нераспечатанными.
Все эти переживания стали причиной инсульта, после которого Битона частично парализовало. Но и тогда Гарбо не сжалилась над ним. Лишь в 1980 году, когда Битон умирал от второго инсульта, Гарбо, которой было уже за семьдесят, приехала к нему в больницу. Она вошла, села на край постели и сказала: «Битти, я вернулась». «Я счастлив! — простонал Битон. — Быть может, теперь ты простишь меня?» Через четыре дня он умер. И все эти четыре дня Грета Гарбо не отходила от его постели.
Остаток жизни Грета Гарбо провела затворницей. Она умерла в 1990 году в возрасте 85 лет, оставив состояние в 32 миллиона долларов и воспоминание о себе как о прекрасной актрисе и о самой загадочной женщине XX века.