Имя у нее какое-то грохочущее, по-скандинавски воинственное – Ингрид Бергман. Образ, наоборот, мягкий, располагающий: невинная блондинка с ясным лбом и кроткими оленьими очами. Этот поразительно контрастный диссонанс интригует сразу, особенно – мужчин, особенно – тех из них, кто мечтает о женщине, умеющей быть то властной валькирией, то преданной бессловесной тенью. Но какой была настоящая Ингрид Бергман, да и может ли вообще актриса быть искренней, натуральной, или привычка изображать чужие чувства и образы перед камерой незаметно подчиняет себе ее личность?
Женщина, историю которой мы вспоминаем сегодня, каждым фактом своей биографии опровергала шекспировский тезис, что "весь мир – театр". Великая шведская актриса и, бесспорно, одна из самых заметных голливудских див оказалась на удивление цельной и естественной. Кинематографическому притворству не было места в ее повседневной жизни.
"Тренируйте интуицию, доверяйте этому тихому голосу внутри вас, который всегда знает точно, что сказать и какое принять решение".(Ингрид Бергман)
Первой жертвой необыкновенного обаяния красавицы Ингрид пал молодой врач Петер Линдстрем. К этому моменту она уже хорошо владела навыками актерской профессии: рано потерявшая родителей девочка воспитывалась в большом семействе своего дяди Отто, который поощрял ее стремление к самостоятельности и оплатил девушке подготовку и поступление в Королевскую драматическую школу в Стокгольме.
"Если вас считает романтическим героем Ингрид Бергман, то вы не можете быть кем-то еще".(Ответ Хэмфри Богарта на вопрос журналиста, считает ли он себя романтическим героем в "Касабланке")
Шел 1933 год, и Линдстрем влюбился в 18-летнюю Ингрид не на шутку. Она тогда только начинала карьеру, снималась понемногу в шведских фильмах, быстро продвигаясь от массовки к главным ролям, и все складывалось просто идеально: в 1937-м они поженились, в 1938 году родилась дочь Пиа.
Вскоре Ингрид отправилась покорять Голливуд (ее пригласил попробовать свои силы на "фабрике грез" не кто-нибудь, а всемогущий продюсер "Унесенных ветром" Дэвид Селзник). Петер вскоре последовал за ней. Он работал то в одном, то в другом американском университете, делая блестящую медицинскую карьеру, она снялась в своих лучших фильмах – знаменитой "Касабланке" с Хэмфри Богартом, с которым у нее, вопреки слухам, не было никакого романа, в "По ком звонит колокол" и "Газовом свете", принесшим ей первого "Оскара", а потом ее заметил и снял в нескольких фильмах Альфред Хичкок.
Публика была в восторге от непосредственной и чистой красавицы Ингрид, вместе с Петером они растили дочь, словом, полная благодать, не семья, а картинка: красавица-жена, не соблазнившись ни единым из своих именитых коллег, старательно вяжет мужу свитера. По-скандинавски последовательно Ингрид завоевала сердца зрителей не столько красотой (ее часто упрекали за высокий рост и нежелание пользоваться гримом), сколько талантом и естественностью.
"Будь собой. Мир преклоняется перед подлинным".(Ингрид Бергма
Натуральность во всем была ее главным козырем: первое, что сделал Селзник, увидев перед собой молодую шведку, так это предложил ей сменить имя на более благозвучное, подкорректировать внешность, обновить гардероб и подписать семилетний контракт со студией MGM. Ингрид не согласилась ни на одно условие, настояв на своем праве всегда и во всем оставаться собой, и этот принцип весьма осложнил ей жизнь, когда она влюбилась в итальянского режиссера Роберто Росселини.
Весь мир покатился к черту, когда на первом свидании Росселини сказал ей "Пойдем со мной". Это не было любовью с первого взгляда: встреча в Италии состоялась после интенсивной переписки, и Ингрид уже была заочно влюблена в Роберто благодаря его фильму "Рим – открытый город", который ее потряс.
"Если вам понадобится шведская актриса, которая по-итальянски знает только два слова: "ti amo" (люблю), - я готова сделать с вами фильм..."(Из первого письма Ингрид Бергман Роберто Росселини)
Привилегия оставаться собой дорого ей обошлась: главная любовь ее жизни протекала на фоне военных действий. Петер категорически отказывался давать развод, пресса проклинала прежнюю любимицу за аморалку, фильмы, которые снимал новый муж - неважно, с Ингрид или без нее, - бойкотировались публикой и критиками, и даже в американском Сенате звучали обвинения в том, что актриса Бергман цинично надругалась над такими христианскими ценностями, как семья и брак.
Ингрид сбежала от травли в толерантную Европу, она жила в Италии с Росселини и занималась тем, что снималась в его фильмах и рожала детей: сына Робертино, потом близнецов Изотту-Ингрид и Изабеллу. Она лишилась возможности видеться с дочерью от первого брака: Петер уверял девочку, что мама ее не помнит и не любит, и прятал от нее залитые слезами письма Ингрид.
"Я хочу жить с Росселини. Жить с ним в маленькой квартирке и заниматься хозяйством".(Ингрид Бергман)
Впрочем, Петера в итоге судьба вознаградила за любовные муки: он женился на чудесной женщине, прожил с ней 45 лет в счастливом браке и прижил еще четверых детей – троих сыновей и дочь, стал чрезвычайно авторитетным нейрохирургом и мирно скончался в весьма преклонном возрасте.
Что касается взаимоотношений Ингрид и ее возлюбленного Роберто, то они продолжались несколько лет, до тех пор, пока нужда в деньгах не вынудила ее начать сниматься у других режиссеров, ведь кинематографические эксперименты Росселини в области неореализма по-прежнему не приносили доходов. Роль Анастасии в одноименном фильме Анатоля Литвака про чудом спасшуюся великую княжну, дочь Николая II, принесла Ингрид второго "Оскара", окончательное прощение американского общества за роман с Росселини и… развод: ее темпераментный муж, пока жена снималась у Литвака, увлекся другой женщиной.
Следующим мужем Ингрид Бергман стал театральный продюсер Ларс Шмидт, и это сказалось на ее театральной карьере: Ингрид много играла, что до кино, то она снималась только в тех фильмах, в которых хотела сама. Впрочем, с Ларсом они тоже развелись через некоторое время, но Ингрид сохранила с ним дружеские отношения и даже после развода питала к нему искреннюю привязанность.
В начале 70-х врачи поставили ей диагноз "рак груди" и сделали операцию, но это не помешало Ингрид получить очередного "Оскара" за роль второго плана в "Убийстве в Восточном экспрессе" и сняться в фильме своего соотечественника и однофамильца Ингмара Бергмана "Осенняя соната".
"Я старею, но я совсем не беспокоюсь на этот счет, ведь стареют все. Если бы я была одна такая, я бы волновалась, но в этом отношении мы все в одной лодке. Все становятся старше, и никто не знает, сколько еще осталось. Мы просто должны принимать это".(Ингрид Бергман)
Она умерла в Лондоне, 30 августа 1982 года, на следующий день после своего 67-го дня рождения, который успела скромно отпраздновать в кругу близких. В Швеции в ее честь назвали площадь, в Израиле - рощу, а у американцев на память о ней сохранилась звезда на Аллее Славы в Голливуде и сорт ярко-красных роз.