Что такое капризы? Почему они возникают, каковы их причины? Как с ними бороться? Пожалуй, отвечать надо с последнего вопроса, хотя ответ и может показаться парадоксальным: не надо бороться с капризами, ибо ребенок видит внимание к своим выходкам и это усугубляет положение, поощряет малыша к новым проявлениям своеволия. Бороться надо не с капризами, а с их причинами, устранять обстоятельства, порождающие их.
...По улице шла женщина с ребенком. В витрине с игрушками мальчик увидел подъемный кран.
- Купи! - потребовал он.
Утром, когда я иду на работу, впереди частенько идут папа с сынишкой. Я не первый раз вижу обоих – уже узнаю. Каждое утро отец весело разговаривает с сыном, отвечает на вопросы или рассказывает сказки. Они никогда не молчат, думая каждый о своем. Они общаются, причем с упоением и восторгом с обеих сторон.
Иногда, спотыкаясь, мальчишка старался забежать вперед, чтобы не упустить выражения папиного лица. А отец, совсем еще молодой, вдохновенно размахивая руками, рассказывает сказку, входя в роль, менял голоса и походку, раскованно и радостно чувствуя себя наедине с сыном.
Конечно, отец, как все, спешил на работу, но он не тянул (как это часто видишь) сынишку за руку и вместо стандартного «утреннего набора» указаний «умойся, оденься, скорее, опаздываем, ешь, застегни», наверное, говорил совсем другое, дружеское и доброе. И мальчик сам торопился, чтобы «выиграть» минуты для общения с отцом, минуты, важные и дорогие для обоих.
«Я человеку подарила мир, а миру подарила человека...» - я уже не помню, кто автор стихотворения, строчки из которого до сих пор в памяти. Но если вдуматься в них, то отчетливо понимаешь, насколько они серьезны и правильны, с одной стороны, и какую огромную ответственность возлагают на нас, матерей, с другой.
Мама… Она есть всегда, с первого мгновения жизни рядом. Это единственный человек, который любит и принимает тебя таким, какой ты есть на самом деле. Может быть, это самое главное в матери? Но чем старше ты становишься, тем отчетливее понимаешь, что главное в материнской любви не сама любовь, самозабвенная, самоотреченная, а понимание, проникновение в суть, доверие, то есть принятие своеобразия и неповторимости растущего человека - без давления, подчинения его намерениям взрослого.
«Самая главная обязанность матери - понимать. Мать, не понимающая своего ребенка, - трагедия.
Все мы любим наших детей и не желаем им зла, всю жизнь мы пытаемся уберечь их от неприятностей. Мы стараемся воспитать их умными, вежливыми, тактичными, любящими, но посмотрите, как мы это делаем. Мы раздражаемся, кричим, приказываем им, а позднее, когда они подрастают, читаем им нотации.
«Представьте, что с вами будет, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза – в увещевательном и 50 раз в обвинительном…» - эти цифры привел известный психолог В. Леви.
У ребенка практически нет покоя, и в результате он перестает нас вообще, и слушать и слышать. Да и чего стоят все наши требования, поучения и даже советы, если мы сами не следуем им и не показываем нашим детям примеров собственной доброты, вежливости, милосердия и аккуратности?!
Случается так, что живой, веселый и энергичный малыш, развитый и любознательный, вдруг начинает испытывать трудности в школе. Все у него валится из рук, он не успевает, мучается, а, в итоге, воспитывается неприязнь и даже ненависть к учебе и школе. Родители бить тревогу, не понимая, что происходит, но причины такой проблемы могут лежать в самом воспитании ребенка, а не в его здоровье или отсутствии способностей к учебе. Это случается, когда детей не приучили трудиться.
Можно привести немало примеров, когда способнейшие от природы дети становятся весьма заурядными людьми только потому, что не хотели и не умели трудиться. Психологи считают, что в этих случаях нарушено соотношение между интеллектом и эффектом: люди могли бы многого достичь, если бы захотели, но вся беда их в том, что они не могут сильно и длительно хотеть. У них своевременно не воспитаны волевые качества и стойкая привычка к труду.
К сожалению, сами родители нередко нарушают естественные условия правильного формирования личности ребенка, оберегают своих маленьких, а потом и великовозрастных детей от всякого труда: «Мал еще, успеет, наработается. Пусть лучше погуляет, отдохнет...» Вот так исподволь растет эгоист и бездельник. А потом мамы все чаще слышат от повзрослевших детей: «Не хочу! Не буду! Сделай сама! Мне некогда!» И... делают все сами.