Иногда статистика выдает такие цифры, что поневоле начинаешь задумываться, как такое может случаться вообще. Например, она утверждает, что почти 90% людей не любят свою работу! Но, если учесть, какую часть жизни мы проводим на работе, то становится грустно, что такая большая часть жизни у людей полна негативных эмоций. Может быть, именно по этой причине появляется непреодолимая усталость, раздражительность, нарушение сна и все то, что способствует развитию депрессии.
Самый простой выход сразу приходит в голову: нужно уволиться с нелюбимой работы и найти ту, которая будет приносить радость и удовлетворение. Даже не останавливаясь сейчас на проблемах поиска новой работы, хочется поговорить о проблеме увольнения, потому что именно оно и пугает многих из нас, заставляя и дальше приходить каждый день на нелюбимую работу и получать свою ежедневную порцию отрицательных эмоций. Чем же так пугает увольнение, каким образом можно подготовить себя к нему, чтобы воспринять адекватно и не сделать его несчастьем и проблемой в жизни?
Причин увольнения несколько: увольнение по желанию - человек увольняется сам, найдя другую работу, по душе, вас могут уволить с объяснен6ием или без объяснения причин, вас могут просто выжить с прежней работы, создавая нетерпимые условия.
Самая неприятная ситуация, конечно же, первая. Даже если вам ваша работа не по душе, то объявление об увольнении может быть буквально громом среди ясного неба. Соответственно, эффект неожиданности, да и то, что кто-то принял решение за вас, мгновенно выбивает из колеи и привычного жизненного ритма. Что же делать в таких случаях?
Чтобы не доставлять себе дополнительных трудностей, нужно уяснить, что после получения официального уведомления об увольнении сотрудника, обратного хода нет – фирма не нуждается в вас и ваших услугах. Так что, вам остается только одно – не растравлять себя, а уйти, сохраняя чувство собственного достоинства.
Для этого, в первую очередь, постарайтесь взять от фирмы все, что вы недополучили на момент увольнения: отпуск, премии, отгулы, компенсации. Не стесняйтесь напомнить об этом начальству, демонстрируя, что вы прекрасно знаете свои права. И еще, увольняйтесь, уважая себя и свой труд: доделайте свои дела, приведите в порядок документы, закончите отчеты и так далее.
В случае увольнения не стоит сетовать, организовывать какие-то интриги – вряд ли это что-то изменит, но потребует от вас много сил, нервов и здоровья. Лучше выяснить причину внезапного увольнения – это касается только вас или же идет реорганизация, и проводится увольнение сотрудников по причинам, вас лично не касающимся. А в общении с коллегами сохраняйте спокойствие, лучше обсуждайте лучше планы на будущее или возможные варианты будущей работы.
Бывают ситуации, когда для увольнения сотрудника нет видимых поводов, и все же человека выживают с работы: и увольнять – не увольняют, и работать нормально не дают. За этим могут скрываться самые разные причины: личные антипатии между сотрудником и членами коллектива, внутренняя конкуренция - кто-то метит на ваше место, ваши личные ошибки в общении с коллегами, в результате которых они настроены против вас. Если атмосфера на службе дискомфортная, перспективы карьерного роста отсутствуют, зарплату не повышают - не тяните время и не пытайтесь искать причины и как-то корректировать свое поведение. Лучше потратьте силы на поиски новой работы.
Еще для нормализации обстановки можно попробовать прояснить ситуацию, например, спровоцировать начальника на откровенный разговор. Не бойтесь задать прямой вопрос о том, не стоит ли в таких условиях вам поискать другую работу, попросите указать на просчеты и ошибки в вашей работе или поведении, уточните, какие советы он может вам дать и так далее.
Если ваш шеф проявит сочувствие и заинтересованность в ваших проблемах, то ситуация точно разрядится. Вас или перестанут выживать, или начнут помогать хорошо уйти. А когда начальство будет знать, что неугодный сотрудник сам собирается увольняться, он перестанет его травить и спокойно дождется расставания, подыскивая замену на освобождающееся место.
В любом случае, прощаясь с коллегами, вне зависимости причин вашего ухода, устройте прощальное чаепитие, то есть сохраните со всеми добрые человеческие отношения.
Самое главное, как бы ни была тяжела потеря работы, вы должны осознавать, что это не только тяжелый стресс, но и ваш реальный шанс начать новую жизнь. Для начала устройте себе небольшой отдых, выспитесь, совершите вылазки на природу, погуляйте по городу, встречайтесь с друзьями и подругами, займитесь спортом, сходите в театр.
Поделитесь своими проблемами с близкими, прислушайтесь к их советам, не стесняйтесь попросить о помощи в поисках новой работы. Но, самое главное - произведите переоценку ценностей, спокойно проанализируйте то, что произошло. Если благодаря увольнению вы пришли к выводу, что вам не хватает профессиональных навыков (знания компьютера, иностранных языков), серьезно подумайте о повышении своей квалификации, записавшись на необходимые курсы.
Если вы поймете, что не умеете работать в команде - учитесь искусству общения с людьми, читая книги по психологии или посещая тренинги, где этому обучают, или же ищите работу, в которой ваше общение с людьми сведется к минимуму.
А возможно, вам нужно сменить имидж, стиль поведения, манеры общения с людьми, умерить амбиции или научиться быть внимательнее и добрее, чтобы больше не повторять ошибок, сделанных на старой работе.
В любом случае, только от вас зависит, как вы сможете начать новую страницу в своей жизни.