На улице ночь, я давно уже вернулась со школьного родительского собрания, но никак не могу успокоиться, мысли не дают мне уснуть.
К моему удивлению речь на нем пошла не о наших детях. А о нас, о мамах и папах, о нашем отношении к родителям, к бабушкам и дедушкам наших детей, о взаимоотношених в семье.
Оказывается, незадолго до этого собрания к учительнице нашего класса пришла бабушка одного из учеников. И вот, что она рассказала.
Бабушка собрала внука в школу и, провожая его, напомнила, чтобы он вел себя хорошо и слушался учителей, а в ответ услышала: «Как же ты всем надоела своими нравоучениями, скорее бы подохла что ли». Хлопнув дверью, внук ушел, а бабушка, убитая горем и вся в слезах осталась стоять в коридоре. Мысли так и путались в ее голове. За что внук так ее обидел, ведь он вырос на ее руках?!
Людмила Ивановна, так звали учительницу, успокоила пожилую женщину и пообещала поговорить с ее внуком. Учительница была в шоке. Ее ученик, отличник, примерного поведения, из благополучной семьи, как всем казалось, оказался таким жестоким и бессердечным. Как это могло произойти?
После уроков Людмила Ивановна решила поговорить с Колей, так звали мальчика. Он пришел в ее кабинет, и учительница начала разговор издалека, поинтересовалась его здоровьем, узнала, хорошо ли он спал, а затем спросила, не мучает ли его совесть, и рассказала о разговоре с его бабушкой. К ее удивлению Коля ответил, что он не чувствует себя виноватым, что бабушка надоела всей семье. Мол, она жалуется на него матери и сталкивает его с отцом и ко всем лезет со своими нравоучениями.
Учительница была поражена. Мальчику шел уже четырнадцатый год, и она считала, что он уже достаточно взрослый, порядочный, настоящий мужчина, а оказалось, что растет маленький негодяй. Людмила Ивановна предупредила своего воспитанника, что если он не одумается и не постарается разобраться в своем поведении, то из него никогда не получится настоящего человека. Когда-нибудь Николай постареет и у него тоже будет внук, говорила учительница, который будет с ним так же жесток, как Коля сейчас со своей бабушкой.
Мальчик стал возражать, говоря, что со своим внуком он будет дружить. Но Людмила Ивановна напомнила ему, что со своей бабушкой он тоже дружил, когда был маленьким и не мог без нее обходиться. А сейчас она состарилась и теперь ей требуется внимание, забота и помощь. И учительница отправила мальчика подумать над своим поведением, а сама задумалась над тем, как ей поговорить с Колиной мамой. И решила она собрать это собрание и поговорить со всеми родителями.
И вот о чем шел наш разговор. Сейчас редко молодые пары живут с родителями, но если это случается, то возникают не только материальные и жилищно-бытовые, но самое главное трудности общения и взаимопонимания. Мы говорили о том, как важно быть добрее, ведь доброта никогда не бывает просто чувством, обычно она раскрывается, как результат верной оценки ситуации. И возможна такая оценка и доброта вообще лишь при отсутствии эгоизма. Нельзя бояться в чем-то ущемить себя, делая для другого человека что-то хорошее.
Разговор шел и о том, как важно не забывать благодарить мать (тещу, свекровь) за приготовленный обед, поделиться с ней своими успехами и трудностями на работе (это не займет много времени), в чем-то посоветоваться с ней, и самое главное, поинтересоваться, не нужна ли ей наша помощь. Женщина, мать может и должна создать в доме атмосферу любви, тепла и уважения к старшим его обитателям. Ей нельзя забывать, что на нее смотрят дети и как важен для них ее пример.
Говорили мы и о том, что если ребенок растет маленьким негодяем, то из него, в конце концов, вырастет жестокий эгоист, и, соответственно, в старости он не пожалеет ни матери, ни отца. Например, не задумываясь, сдаст их в дом престарелых. И хорошо, если будет их там навещать, а то ведь и совсем забудет об их существовании.
Говорили долго, разговор был трудным. Разошлись поздно. С одной из женщин мне было по пути, и мы опять разговорились. Я была поражена, услышав ее слова: «Ну, вот ославили мальчишку на всю школу, и все из за какой-то вредной старухи, весь сор из избы вынесла, ведь могли и дома сами разобраться».
Ее слова невольно задели меня. Придя домой, я продолжала думать о них, и чем больше думала, тем больше вопросов возникало у меня. Не бывает жизни без неприятностей и связанных с ними негативных эмоций. Но, по-моему, в них нужно получше разобраться, прежде чем принимать какие либо решения.
Мысли мои все время возвращались к бабушке. Не поторопилась ли она, придя сразу в школу? Как она взрослый человек, который прошел сложный жизненный путь, умудренная опытом женщина, которая говорила, что очень любит своего внука, могла так необдуманно поступить? В каком положении она оказалась в семье? Как унизила собственного внука в глазах его одноклассников и учителей? Неужели, действительно нельзя было эту ситуацию обсудить со своими детьми и поговорить с Колей дома?
А учительница? Имела ли она право, выносить эту историю на школьное собрание? Ведь, придя домой, родители будут обсуждать этот случай и дети невольно услышат их разговоры, т.е. одноклассники очень быстро узнают о поступке мальчика, а реакция их может быть непредсказуемой. Все мы знаем, что дети, в этом возрасте, бывают жестокими максималистами - такова детская психология.
Все осудили поведение мальчика, и учительница, и родители, я тоже не оправдываю его, но, по-моему, надо бы подумать в каком положении оказался ребенок. Не озлобит ли его все происшедшее? Не затаит ли он обиду на всю жизнь?
И самое главное, поняла ли мама этого мальчика, что жить так дальше нельзя и, что равнодушие и жестокость приведут к развалу ее семьи?
Для остальных родителей, наверное, такой разговор был на пользу, ведь, в самом деле, в суете дней, мы забываем часто, что наши старые родители весь день сидят дома, ограничены и в деятельности, и, часто в передвижениях. Их мир суживается до размеров квартиры, семьи. А мы, своим нежеланием быть общительными, ссылаясь на усталость или другие причины, делаем этот мир ее меньше.
Может быть, старики не такие уж и навязчивые, а просто они пытаются достучаться до нас со своими проблемами, со своим одиночеством? И, прежде, чем требовать доброты и понимания от своих детей, нужно начинать с себя, потому что все воспитание в семье, это, в первую очередь, живой пример.