Цена слова

Детская психология
Детская психология

Утром, когда я иду на работу, впереди частенько идут папа с сынишкой. Я не первый раз вижу обоих – уже узнаю. Каждое утро отец весело разговаривает с сыном, отвечает на вопросы или рассказывает сказки. Они никогда не молчат, думая каждый о своем. Они общаются, причем с упоением и восторгом с обеих сторон.

Иногда, спотыкаясь, мальчишка старался забежать вперед, чтобы не упустить выражения папиного лица. А отец, совсем еще молодой, вдохновенно размахивая руками, рассказывает сказку, входя в роль, менял голоса и походку, раскованно и радостно чувствуя себя наедине с сыном.

Конечно, отец, как все, спешил на работу, но он не тянул (как это часто видишь) сынишку за руку и вместо стандартного «утреннего набора» указаний «умойся, оденься, скорее, опаздываем, ешь, застегни», наверное, говорил совсем другое, дружеское и доброе. И мальчик сам торопился, чтобы «выиграть» минуты для общения с отцом, минуты, важные и дорогие для обоих.

Какое родительское собрание в школе, какая педагогическая беседа в дошкольных учреждениях обходятся сегодня без жалоб родителей на нехватку времени для воспитания детей? Мы досадуем, что мало видим своих ребят, что они больше принадлежат школе и детскому саду, чем семье. Действительно, время «сжимается», оно диктуется ритмами XXI века, мы хотим идти в ногу со временем.

Социологи говорят, что современный человек проживает по насыщенности событий, чувств, информации пять таких жизней, какие проживал его прапрадед сто-двести лет назад. А, значит, в несколько раз повышается и ценность каждого нашего дня, часа, минуты, труднее наверстать растраченное впустую время. А что, если с этой точки зрения взглянуть на время, отпущенное нам для общения с детьми? Как мы используем эти «плотные» часы, бережем ли их, ценим ли, на что расходуем, чем заполняем?

...Типичная семья: муж, жена, дочка и сын - школьники. По утрам они завтракают и расходятся каждый к своему делу. Обедают тоже врозь. Зато по вечерам, к ужину, собираются дома. Семейный общий ужин. Хорошо? Конечно! За день столько событий - каждому есть о чем рассказать! Но нередко ужин начинается со своеобразной «воспитательной» профилактики - нотаций за проступки, указаний, приказаний, недовольства. Ведь повод для этого всегда найдется...

Родителям кажется при этом, что они воспитывают детей. В то время как теплый взгляд, ласковое или участливое слово сделали бы гораздо больше, чем все эти бесконечные нотации. Ведь дети, и особенно подростки, зачастую пропускают их мимо ушей. Моя знакомая девочка-старшеклассница рассказывала, что папу и маму ценят и уважают на работе, что они хорошие, добрые, трудолюбивые, что она их очень любит Но невыносима их ежедневная «педагогическая профилактика» за ужином… Родители действуют из самых лучших побуждений, подыскивают правильные слова, а ужин, поданный под «педагогическим соусом», оказывается попросту испорченным.

...Утро. Детский сад принимает малышей. Родители торопливо приводят их и исчезают, на ходу давая последние наставления: не шали, не скучай, не испачкай платьице... Молча, по-мужски хлопает отца по руке Сережка, подружки Нина и Галя разделись сами и уже наряжают и причесывают кукол, капризничает и швыряет ботинок в потолок Леня. А под громкий мамин шепот: «Съешь, сынок, сейчас съешь...» торопливо жует шоколад Коля. Всего секунда нужна, чтобы прошептать это: «Съешь сейчас...» А воспитательный «эффект» может действовать годы. И не понять этой маме, отчего это ее Колю не любят товарищи, не хотят с ним играть, не берут в компанию...

«Не дружи с Димой! - безапелляционно приказывает бабушка, вернувшись с родительского собрания.- У него одни двойки по математике. А вот Саша умный мальчик, у него все пятерки». Что стоит современной бабушке задуматься над своей «домашней педагогикой» и, прежде чем отдавать такой «приказ»: представить, что будет, если мама отличника Саши станет рассуждать точно так же, то есть запретит сыну дружить с троечником Женей, ее внуком?

Слишком часто и бездумно, словно санки с горы, летят холодные и бездуховные «воспитательные слова», и это счастье, если они пролетают, не задев, не испортив детского сознания аксиомами трезвого, но близорукого житейского опыта иных родителей.

...Во дворе застрял маленький голубой «Москвич», он пыхтел, рычал, но не мог сдвинуться с места. «Папа, давай поможем!»- сколько звонкой радости, какая готовность прийти на помощь звучали в детском голосе, когда мальчишка снизу вверх посмотрел на своего большого и сильного папу. «Сам выберется...» - коротко ответил папа и прошел мимо «Москвича». А сын разом сник. Отец, желая того или нет, преподал сыну наглядный урок житейской «мудрости»: пусть каждый сам выбирается. И жизнь вряд ли оставит такой урок без продолжения...

А каким может быть продолжение? Вот рассказ одной девушки… «Мы дружили с Виктором, строили планы на будущее и уже мечтали о свадьбе. Однажды мы спешили в кино. Впереди нас, на перекрестке, стояла бабушка, маленькая, старенькая, в сером платочке. Неожиданно из-за угла появилась машина, старушка неловко попятилась, поскользнулась и упала. Я подбежала к ней, помогла встать, спросила, далеко ли идти. Оказалось, что она приехала к сестре в гости и вот заблудилась, не может вспомнить дом и улицу. «Кирпичные ворота, булочная на углу»,- торопливо говорила она, боясь, что я уйду. Дом ее оказался совсем недалеко. Я проводила старушку до самой двери.

На улице меня ждал Виктор, он все время шел сзади. Каким-то раздраженным, чужим голосом сказал: «Охота тебе возиться... Теперь в кино опоздаем». Что-то оборвалось во мне, радость пропала... Я подумала о своей бабушке, о родителях, которые станут старыми, да и о себе тоже… Он по-прежнему приходил ко мне, приносил цветы, просил забыть о том, что случилось, но не забывалось. Вскоре мы расстались...»

«При чем тут мой сын? - наверняка спросил бы папа, который прошел мимо «Москвича».- В конце концов, ему только девять лет...» Да, действительно, только девять. Но отчего же вдруг показалось, что именно этот мальчик произнес «сама бы добралась», как эхо того маленького, и на первый взгляд,незначительного эпизода во дворе?..

«Сами разберетесь», «сами сделаете», «без меня обойдетесь» - сколько раз еще повторится это эхо, обманывая чьи-то (и родительские в первую очередь) надежды, разрывая нити дружбы, оборачиваясь пустотой там, где кто-то надеялся на дружеское плечо.

Если мы замечаем, как бежит, сжимается время, если чувствуем возрастающую ценность часов и минут, то с неизбежностью мы должны прийти и к более высокой ответственности - за каждое слово, сказанное ребенку, за мысль, внушаемую ему, за поступок, его и свой, совершаемый в короткое, плотное время взаимного семейного общения.

Светлана Лаптева


Коментарии

Елена Крайгород очень полезная статья. я перечитала все ваши статьи про детскую психологию и воспитание они все полезны.... но увы правда порой бывают моменты, когда про это забываешь. я очень хочу воспитать своего ребенка человеком, добрым, отзывчивым, но иногда сама показываю ему плохие примеры поведения. ему еще 2 года. а он уже умеет ругаться (не матом) , а криком.....не хочу ругать его и кричать, но без этого никак не получается. всегда прошу у него прощенья, когда выхожу за рамки

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: