Где-то прочитала рассказ о том, что русская девочка в зарубежной школе написала в сочинении, как будет ухаживать за родителями, когда они состарятся: мол, будут жить они всей семьей, заботиться и помогать друг другу. А учительница была возмущена, утверждая, что никто не имеет права обременять собой, своей беспомощностью других, и родители – не исключение.
Еще недавно такой случай вызвал бы возмущение всех вокруг. И даже те, кто в глубине души мучается от тяжелого характера стариков, тоже бы не смогли открыто взвалить на общество заботу о них. А сейчас, когда я рассказала о прочитанном некоторым своим знакомым, мнения разделились.
Не то, чтобы взрослые дети категорически возражали выполнять свой долг в отношении престарелых родителей, но все же были высказывания о том, что ставить свою жизнь в зависимость от капризов и невыносимого характера стариков – это ужасно. Кто-то жаловался, что наличие старой больной матери в доме стоило семьи, потому что муж не выдержал и ушел. Были сетования на лишние расходы, говорили про нехватку времени на уход и так далее.
И, почти все мои собеседники всячески превозносили западную систему жизни пенсионеров – комфортабельные дома-пансионаты с хорошим уходом, медицинской помощью и отличными условиями. Многие даже готовы были бы доплачивать за такой комфорт для своих родителей, высказывались за создание подобных домов в России или хотя бы за приведение в порядок уже имеющихся.
Но почему-то из всего заграничного семейного уклада, в основном, нравилась только эта часть. То, что у них дети зарабатывают себе на карманные расходы с раннего возраста, не гнушаясь грязной работы, это было не по душе. То, что взрослые дети живут самостоятельно и на помощь родителей не рассчитывают – не нравилось еще больше. То, что мужчина, который решил жениться, обязан самостоятельно, без посторонней помощи обеспечивать свою семью и детей, а замужняя женщина не должна рассчитывать, что мама или свекровь приготовит еду, постирает, посидит с детьми, это тоже не слишком устраивало.
Вырисовывалась простая картина: если у родителей брать (деньги, помощь, услуги, понимание, заботу), то это хорошо, а вот когда пришел черед отдавать то же самое, тогда лучше, как на западе. И, что интересно, те же самые люди в разное время жаловались на невнимание собственных взрослых детей, на то, что взрослые дети тянут деньги и не слишком-то обременяют себя проявлением даже самого простого внимания по отношению к ним, родителям. Вот такая двойная мораль получается…
Большей частью наши старики живут на нищенскую пенсию, едва сводя концы с концами, как раз потому, что до последнего помогают своим великовозрастным детям. И, что характерно, дети такую помощь принимают без стеснения. Более того, считают ее само собой разумеющейся.
Конечно, бывают и такие родители, что лучше расти сиротой, чем с ними – алкоголики, садисты, преступники... И можно понять детей, которые отказываются помогать этим родителям, лишь по чистой случайности или чьему-то недосмотру не лишенным родительских прав. Можно даже оправдать детей, выросших не благодаря, а скорее вопреки таким отцу и матери, если они лишь по решению суда помогают родителям, не давшим детям даже малой толики внимания и заботы.
А как понять детей благополучных, но «забывающих» стариков в больнице, сдающих их в дома престарелых или навещающих исключительно в день пенсии? Если оглянуться вокруг, то наверняка каждый из нас увидит таких стариков, заброшенных, жалких, беспомощных при живых и вполне благополучных детях.
И, глядя на них, отчетливо понимаешь, почему многие из нас откровенно боятся старости. И не действуют оптимистические утверждения со страниц газет и журналов, мол, в каждом возрасте есть своя прелесть. И мысли только об одном: – «Что будет со мной, когда я стану беспомощной, и за мной потребуется уход?!» И рады бы старики не обременять любимых чад заботой о своей немощности, но что делать, когда оставляют последние силы, и уходит здоровье?
В Париже на террасе кафе я видела сидящих за чашкой чая старушек. Хотя язык не поворачивается назвать этих пожилых женщин с тщательно уложенными волосами и маникюром, опрятных, красиво одетых, веселых, щебечущих, старухами. Вы видели такое в своем городе? Вы часто встречали в парикмахерских женщин преклонного возраста, делающих маникюр или модную укладку? А много ли наши пенсионеры путешествуют?
Да, со всех сторон твердят, что нужно откладывать на старость. Но никто не говорит, как именно это можно сделать, когда зарплаты хватает только на жизнь. А еще нужно выучить детей, помочь им, пока они не встанут на ноги, а потом помогать внукам… и так без конца. Да и где гарантия, что твои сбережения в одночасье не обратятся в ворох бумажек, как это уже случалось не раз?
И рады бы дети забрать к себе престарелую мать или отца, но выделить отдельную комнату бывает просто невозможно. Обеспечить должный уход – тоже, ведь позволить себе нанять сиделку или бросить работу, чтобы ухаживать самим, могут далеко не все. А если еще и характер у родителей тяжелый, если произошли возрастные изменения в психике, и ладить, жить в мире становится все трудней и трудней?
Вот и держатся наши пенсионеры за свои рабочие места руками и зубами, и пьют сердечные лекарства после просмотра телевизионных новостей и чтения газет, и боятся смотреть в будущее, понимая, что впереди нет ничего хорошего, а только страх собственной беспомощности, болезней, нищеты… А со всех сторон кричат об инфляции, кризисе, эпидемиях, войнах, конфликтах… Цены растут, а смешной пенсии хватает только на уплату коммунальных платежей и анальгин «от всех болезней».
Грустная картина… Грустная и страшная! И выхода нет, и посоветовать нечего, разве что снова напомнить о чувстве неоплатного долга перед родителями, о том, что старость ждет и тех, кто сегодня полон сил и энергии, о терпении и великодушии, о любви к ближнему и еще о том, что на нас смотрят дети. И нетрудно предположить, что так, как мы сегодня заботимся о собственных родителях, будут заботиться о нас и наши дети.