Ингрид Бергман - американская актриса шведского шведского происхождения. Бергман приехала в США в 1939 году. Снималась в фильмах «Интермеццо» (1939), «Касабланка» (1942), «По ком звонит колокол» (1943) и «Газовый свет» (1944, премия «Оскар»). Но, оставив мужа и родив ребенка от режиссера Роберто Росселини, она нарушила негласную мораль Голливуда и много лет подвергалась остракизму.
За время «ссылки» Ингрид Бергман снялась в Европе в нескольких фильмах, один из самых известных - «Стромболи» (1949). Возвратившись в США, снялась в фильмах «Анастасия» (1956, «Оскар») и «Убийство в Восточном экспрессе» (1974, «Оскар»).
Роберто Росселлини был типичнейшим итальянцем. Он любил Италию, спагетти и католические легенды. Он любил Франциска Ассизского и... Анну Маньяни, с которой в конце сороковых жил в счастливой любви. И еще он крайне редко смотрел голливудские фильмы и едва ли мог представить себе, что его картины, столь итальянские по своему духу, снятые про итальянцев и для итальянцев, кто-то станет смотреть в Америке...
«Я видела ваши фильмы, и они произвели на меня глубокое впечатление. Если вам нужна шведская актриса, которая хорошо говорит по-английски, еще не забыла свой немецкий, не слишком хорошо понимает по-французски, а по-итальянски не знает ни слова, кроме «люблю тебя», то я готова приехать, чтобы сделать с вами фильм. Вот уже десять лет, как я чувствую себя запертой в системе, которая не дает мне стать счастливой, и за пределы которой я хочу вырваться. С вами» - Так написала Росселлини Ингрид Бергман.
Удивление Роберто Росселлини было велико. Взглянув на заокеанский штемпель, он воскликнул:- «Но я даже не знаю, кто такая эта Ингрид Бергман!» Но письменное признание в любви произвело впечатление и Росселлини ответил. Он написал незнакомой шведке из Голливуда, что собирается снимать фильм «Стромболи, земля божья». Можно подумать о совместной работе... Встречу назначил в парижском баре «Сен-Жорж».
Накануне Анна Маньяни, обедавшая с Роберто в римском ресторане, узнав, что он собирается снимать другую актрису, в ярости вывалила ему на голову блюдо макарон. «Развод по-итальянски», - сострили будущие биографы актрисы... Но было уже поздно. Письмо Ингрид Бергман изменило и ее судьбу, и судьбу Росселлини.
Еще двухлетней крошкой Ингрид потеряла мать. А когда ей исполнилось одиннадцать лет, умер отец - художник и фотограф. Сироту вырастил сердобольный дядя. Вначале ее судьба не отличалась от обычной судьбы второсортной шведской актрисы: актерская школа в Стокгольме, первые робкие успехи в театре и кинематографе.
А мечтой скромной девушки из Стокгольма было - ни много ни мало - стать в Голливуде второй Гретой Гарбо. Однако сияющий Голливуд был еще очень далеко, когда в холодном заснеженном Стокгольме она встретила свою первую любовь - молодого, серьезного и симпатичного Петера Лундстрема, студента-медика, непревзойденного мастера красиво вальсировать, ставшего впоследствии ее мужем. И это именно Петер - уже в Голливуде - способствовал тому, чтобы мечта девушки наконец сбылась.
Когда крупный голливудский продюсер Дэвид Селзник предложил ей контракт на фильм, сомнительный с точки зрения морали тех времен, именно Петер сказал «да». Кто знает, согласилась бы сама Ингрид, что пересилило бы в душе - мечты или лютеранское воспитание, отличавшееся большой строгостью.
Уже завоевав известность в Америке, уже побывав, но только на экране, в объятиях Хэмфри Богарта, Шарля Буайе, Грегори Пека, Кэри Гранта - первых любовников Голливуда, она все еще заливалась краской и хмурила брови, едва какой-нибудь малознакомый мужчина, пригласивший ее на танец, сжимал ее талию слишком крепко.
Но творческие дела шли полным ходом. Успех следовал за успехом. «Утром, просыпаясь, я счастлива, что мне нужно идти на работу. А вечером я покидаю студию с чувством тяжести в душе», - говорила Ингрид.
Именно тогда она случайно увидела фильм Росселлини «Рим - открытый город», а спустя некоторое время - «Пайзу».
Оба фильма ошеломили Ингрид Бергман. «Этот тип сделал два шедевра, а такие шедевры шли в маленьких полупустых кинотеатриках. Тогда я решила написать ему. Вот уже десять лет я снимаюсь в одних и тех же романтических фильмах. А как хотелось бы мне сделать что-нибудь реалистическое, как «Пайза». Вскоре после встречи в Париже, куда Росселлини приехал уже одиноким, а Ингрид Бергман - вместе с Петером, пребывавшим по-прежнему в эмпиреях семейного счастья, Роберто приехал в Голливуд на переговоры с продюсером.
Он жил у Ингрид и Петера. Позже она сказала: «Мне кажется, я влюбилась в Роберто, как только увидела «Рим - открытый город». Спустя полгода после парижского знакомства Ингрид одна приехала в Рим - к Роберто. Он показал ей Италию. Она пришла в восторг. «Я нашла место, где хочу жить». Журнал «Лайф» опубликовал фотографию счастливой пары, и... «Так весь мир узнал, что я потерянная женщина».
Скандал разразился, когда Петер получил ее письмо из Италии. Она писала, что влюблена в Роберто и счастлива. Петер искренне не понимал ее: «Такая связь не для честной и доброй хозяйки...» Позже знаменитый Хэмфри Богарт, увидев ее в Риме, сказал: «Ты сильно промахнулась, выйдя замуж за этого Росселлини. Могла бы стать звездой первой величины в Америке. А сейчас, в Риме, кто ты есть?» Ингрид Бергман ответила просто: «Я - счастливая женщина».
Вскоре после окончания съемок «Стромболи» Ингрид родила от Росселлини сына и развелась со своим первым мужем. Их дочь Пиа осталась с отцом. Многих американцев поведение звезды, считавшейся «душечкой и очаровашкой», повергло в шок. С трибуны американского Сената актрису заклеймили, как «приверженицу культа свободной любви», «апостола деградации», а сенатор из Колорадо Эдвин Джонсон призвал внести изменения в законодательство, дабы Департамент торговли впредь лицензировал кинобизнес и следил за его моральными устоями. Проклятия звучали в Сенате США, хотя Ингрид имела шведское гражданство.
И началась жизнь в черно-розовых тонах - так назвали ее позднее биографы. В черных - потому что бурный темперамент «стопроцентного итальянца» доставлял ей немало хлопот. И в розовых - ведь у нее была счастливая разделенная любовь, совместная работа. И дети - сын Роберто и дочери-близнецы Изота-Ингрид и Изабелла. «Оставить Роберто? Как вы могли подумать такое?!» - искренне отвечала она на скрытые полунамеки, а то и открытые предложения.
Да, этот брак далеко не безоблачен. Росселлини был темпераментным, влюбчивым, безумно ревнивым - и он ревновал не только к другим мужчинам, но и к другим режиссерам. Он пресекал любые попытки Ингрид вырваться. И когда это все-таки происходило, она с большим успехом снималась у Жана Ренуара и Анатоля Литвака. Оба фильма «зрительские», рассчитанные на успех и его снискавшие.
Росселлини откровенно выказывал пренебрежение к ее удачам. Это обижало ее, как, впрочем, и многое другое теперь. «Жизнь с Роберто никогда не была скучной». Ингрид Бергман сказала эти слова уже перед самым разводом: Росселлини влюбился в жену своего продюсера молоденькую Сонали, а у Ингрид появились поклонники, и в их числе элегантный спокойный Ларс Шмидт - швед, занимающийся театральной антрепризой на Бродвее.
Развод звездной пары наделал много шума и сопровождался унизительной борьбой за детей. И Ингрид обрела покой и счастье, вернувшись в Америку, где ее не забыли, а, напротив, встретили с плакатами: «Счастливого возвращения!»
И Росселлини, и Бергман предстояло еще многое сделать в кинематографе. Роберто остался убежденным реалистом. Ингрид вернулась к амплуа романтических героинь и вновь завоевала себе славу в Голливуде. Она вышла замуж за Ларса Шмидта. Их брак продлился двадцать лет...
В середине семидесятых она заболела раком груди. Лечение лишь ненадолго продлило ей жизнь. Ингрид умерла в 1982 году... В одном из последних фильмов с участием Бергман «Осенняя соната» ее героиня говорит: «Я никогда не копалась в своей душе. Просто жила». Ингрид Бергман просто жила...