Всю жизнь, сколько помню себя, после замужества, я ненавидела свою свекровь и считала ее причиной всех недоразумений в семье. Мне казалось, что она тоже меня ненавидит и только мечтает нас с мужем развести. Много претензий было и к мужу, который, как казалось тогда, предпочитает свою мамочку мне, молодой жене. И поэтому во всех ссорах и конфликтах становится на ее сторону.
В памяти остались ссоры из-за стирки, из-за того, что я не так, как хотела свекровь, готовила. По ее мнению мы разбазаривали деньги, тратя их на пустяки, и я недостаточно внимательно относилась к ее любимому сыночку. Причем, она не только высказывала все мне в довольно таки уничижительной форме, но постоянно сплетничала с соседками и родственниками на мой счет.
Все это не прибавляло мне любви к матери своего мужа, и, когда мы, наконец, смогли купить свою квартиру и стали жить отдельно, я вздохнула с облегчением и старалась бывать у нее пореже, да и в своем доме не слишком свекровь привечала.
С новой силой скандалы у нас начались после рождения сына. Тут свекровь вообще своим долгом считала вмешиваться во все, что касалось ребенка, причем, делала это яростно, в убеждении, что я вообще ничего не соображаю, как заниматься с ребенком, а она вырастила замечательного сына, поэтому я должна ее слушаться во всем. Она даже хотела уволиться с работы, чтобы полностью заняться воспитанием внука, но тут я вплоть до развода была против.
Почему я все это рассказываю? Прошли годы, и вырос наш единственный сын, Антон. Не просто вырос, но нашел себе невесту и привел ее в дом. Конечно, я понимала, что рано или поздно это должно было случиться, но он еще совсем мальчик, ему всего 25 лет! И я была против, чтобы он взваливал на себя семейную обузу. Да и его девушка, Наташа, мне совсем не понравилась!
Я не придиралась, но она была такая чужая! Это трудно объяснить – просто чужая и неласковая, смотрела зверенышем и все время за Антона пряталась. Я себе совсем не так будущую невестку представляла. А как подумаю, что они с нами жить будут, так сразу настроение портилось – чужой человек в доме будет свои порядки устанавливать.
Муж меня все успокаивал, говорил, что девочка хорошая, скромная, и сын ее любит. И что мы привыкнем со временем, ведь самое главное – счастье детей. А я не могла ее принять, и все тут! Жаловалась подругам, родственникам. Кто-то мне сочувствовал, кто-то осуждал, но я не могла успокоиться.
Так было до одного разговора с сыном. Он ведь чувствовал, что я недовольна, и однажды сел рядышком и попросил, чтобы я рассказала, почему у нас с бабушкой – папиной мамой, такие прохладные отношения. Я начала ему рассказывать, как его бабушка меня принимать в семью не хотела, как она папе про меня наговаривала, как лезла во все дела, сплетничала, поливала меня грязью соседям и родственникам и так далее.
Сын молча слушал, кивал головой, и все время уточнял, как я переживала, как мучилась, как мне было плохо, как мешало это нормальной жизни. А потом спросил, не вижу ли я, что веду себя точь-в-точь, как бабушка? То есть, стала такой же свекровью для невестки, как и она?
Сын тогда сказал мне: «Мама, ведь я ее люблю и все равно на ней женюсь. И ты меня любишь, я знаю. Так неужели ты будешь мешать мне жить с любимым человеком только потому, что она тебе с первого взгляда не приглянулась? Ведь это мне с ней жить, а не тебе. Вспомни еще раз, сколько крови тебе бабушка попортила своим отношением. Ты хочешь, чтобы и я, и моя будущая жена тоже это испытали?»
Поверьте, у меня словно пелена с глаз упала. Так стыдно стало и жалко сына. Я перебирала в памяти придирки своей свекрови, все свои обиды и понимала, что веду себя почти так же, как и она. Вобщем, много я передумала после того разговора с Антоном…
Скажу правду – не сразу я изменила свое отношение, но скрепя сердце начала готовиться к свадьбе и старалась держать себя вежливо по отношению к Наташе, начала разговаривать с ней, пытаясь понять, что же она за человек. Сейчас могу признаться, что в глубине души я наверное искала какую-нибудь червоточину в ней, чтобы всем доказать, как я была права, что не хотела ее принять в семью.
Мы готовились к свадьбе, обсуждали всякие вопросы. И вдруг Наташа сказала: «Я вижу, что не нравлюсь вам. Но я люблю Антона и не могу от него отказаться… И он меня любит». И сказала она так просто, тихо, совсем без агрессии, без желания что-то мне доказать, что мне ее вдруг стало жалко. Я представила, как ей тяжело сейчас, а ведь подготовка к свадьбе – это такая радость должна быть для девушки, а Наташа все настороже, напряженная, боится лишний шаг сделать и слово сказать. И все это из-за меня. Стыдно мне стало, честное слово!
Прошло два года. Сын с женой после свадебного путешествия сразу стали жить самостоятельно, сначала снимали квартиру, а совсем недавно они купили свое жилье - мы с мужем и родители Наташи помогли, конечно. То есть, молодая жена с первого дня стала хозяйкой в своей семье и в своем доме. Мы с мужем приходим к ним в гости, но стараемся без приглашения не надоедать.
К слову сказать, невестка оказалась хозяйственной. И пусть мне не все нравится, я не могу не признать, что в доме у нее чисто и уютно, и готовит она вполне прилично. Пусть все это не так, как я привыкла, но это же не мой дом. Отношения у нас хорошие. Наташа расслабилась и уже не ждет от меня никакого подвоха или подковырки. Она даже стала часто спрашивать совета по каким-то хозяйственным делам или по кулинарии.
Конечно, дома без сына стало пусто, но ведь я его не для себя растила. Понятно, что я его больше жизни люблю и хочу, чтобы он со мной был всегда. Но когда мы у ребят в доме, я смотрю, как Антон хозяином за стол садится, как с Наташей они переглядываются, как улыбаются друг другу, то понимаю, что мой сын счастлив.
Теперь я думаю, что ведь могла все это его счастье поломать. И кто знает, как сложилась бы потом его судьба. А то пришел бы он однажды ко мне и упрекнул, что я разрушила его жизнь и его любовь…
Вот я и думаю про нас, свекровей – ведь каждая тоже была невесткой, почти каждая наверняка пережила много неприятного из-за не сложившихся отношений, из-за вмешательства свекрови в свою жизнь. Так почему мы сами становимся такими? И не всегда ведь хватает ума и доброты понять это, чтобы не становиться врагом своим детям…