Тамара - грузинская царица (1184 – 1213), с именем которой связан один из лучших периодов в жизни Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой. Воспитала ее высокообразованная тетка Русудан.
Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли не царицей, а царем, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. Об ее совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времен; ее хотели видеть все, ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.
Все царствование Тамары окружено поэтическим ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления ее на престол. Отец короновал ее на царство (1179) еще при своей жизни, но лишь по смерти его (1184) она стала править государством.
Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка, Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьянского класса облегчена, водворен внутренний мир.
Тамара была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скинии. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», говорила Тамара. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.
Первый ее супруг, русский князь Георгий (по мнению Карамзина - сын Андрея Боголюбского), совершил военные экспедиции в Армению, в Ширван и Эрзерум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут - по словам грузинского летописца, вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Тамары стал ее врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию, для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.
Тамара, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через 10 лет после вступления на престол открывает наступательную политику. Она завоевывает Хоросан, Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским; битва при Шамхорате (в 1203 г.) доставляет ей громкую славу, отголоски которой слышаться в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное ее шествие завершается поражением (1204) Нукардина, султана алеппского.
Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась о духовном развитии Грузии. При ее дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский язык до полного совершенства. Ее век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной» царице восторженные оды. При ней создается светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареожаниании», и Саргис Тиогвели. переводчик персидской повести о Вис и Рамин.
Наконец, в ее царствование выдвинулся певец Барсовой кожи, Руставели. Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и между ними роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале, близ Ахалциха, вмещающие в себе до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары.
Ее имя с одинаковым благоговением передается в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь, за щедрые дары, причислила ее к святым. Грузины-горцы превратили Тамару в богиню-целительницу всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты. Народ верит, что она не умерла, она спит в золотой колыбели; когда дойдет до ее голос людской скорби, она проснется и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте нахождения ее могилы.