Вежливым быть не обязательно – такое впечатление складывается в наши дни довольно часто. Бытовое хамство, рабочие конфликты, хамство государственных служащих, хамство клиентов, пациентов, покупателей по отношению к обслуживающему персоналу и не меньшее хамство персонала по отношению к вышеперечисленным категориям граждан – всё это стало, чуть ли не нормой. Стоит ли упоминать про систематические семейные ссоры, про ссоры детей с родителями и наоборот?
Мы стали конфликтны, это факт. Но конфликтность свойственна людям, и это тоже факт. Вежливый человек при неизбежности конфликта будет так же предельно вежливо «ставить на место» своего обидчика. Только вот это искусство практически утеряно. Так что же происходит?
Корпоративная этика
Одна моя знакомая пожаловалась недавно на то, что оказалось в эпицентре конфликта на работе, причём, совсем не старалась в этот эпицентр попасть. Двое её коллег «методом войны» пытались выяснить, кто из них больше «погибает на работе». Мою знакомую сначала пригласили в качестве рефери, а уже через две минуты она оказалась виноватой для обоих. Её авторитетное мнение не устроило обе стороны. «Меня трясло еще часов шесть после этого, - рассказывает она, - я просто в шоке была от того, насколько неожиданно все случилось, и как я вдруг оказалась для всех виноватой!»
Ну, ей, конечно, это будет наукой: не стоит брать на себя роль рефери - всегда останешься крайним. Но дело не в этом, а в том, что сейчас именуется корпоративной этикой, и главной ее составляющей – «здоровой конкуренцией»?
У меня вопрос: что есть здорового в конкуренции? Вы видели когда-нибудь человека, в котором в процессе конкуренции проявляются самые лучшие его качества – честность, благородство, сочувствие, доброта? Конечно же, нет, конкуренция всегда и при любых обстоятельствах мобилизует человека на то, чтобы достичь своей цели любыми средствами. Здоровой конкуренции не бывает, бывает хождение по головам, война, конфликт. Это может делаться в открытую, или иметь вид закулисных игр. Но суть – одна. И естественно, в такой ситуации говорить о культуре общения не приходиться. Девиз: «Человек человеку – волк!» подменяет собой культуру общения.
Если не я, то – меня!
Укусить прежде, чем укусили тебя – это современный стереотип поведения в социуме. Он насаждается со всех сторон, он принимается практически добровольно каждым. Ты должен продемонстрировать всему миру, что можешь постоять за себя, что с тобой не стоит связываться. Как это вяжется с культурой общения? Никак. Если ты будешь культурен, то, сидя в очереди к врачу, пропустишь десятка два хамов. А если вцепишься в горло первому же, то 19 других уже не пройдут, или, вернее, твоя очередь подойдёт раньше, чем придут эти 19 человек.
Но если здесь все более или менее понятно, то когда ты «попадаешь под раздачу» к начальнику-хаму, здесь гораздо сложнее. Чем руководствуется хам с этим социальным статусом? Тем, что так он демонстрирует свою силу, превосходство и полномочия. Он может себе это позволить.
Но ты не в очереди к врачу, а потому не можешь вцепиться ему в глотку. Приходится терпеть, чувствуя при этом себя униженным. А после этой «раздачи» ты просто выйдешь из офиса, и в супермаркете нахамишь продавщице. У тебя будет обоснование, и оно вовсе не в том, что тебя сегодня унизили. Ты не самоутверждаться хочешь, обижая продавщицу. Ты хочешь вылить скопившийся негатив хоть на кого-то. То же самое ты сделаешь со своей семьёй.
Есть ли выход?
Продолжение следует