Как ни печально признаваться, но с хамством мы сталкиваемся довольно часто. В той или иной форме - от откровенного оскорбления до тончайшей иронии, от нецензурной брани до кривой улыбочки и всего лишь нескольких междометий, хамство направлено на то, чтобы унизить другого человека. Причем унижение обычно остро переживается униженной стороной, что доставляет хаму нескрываемое удовольствие.
Даже маленькие дети не защищены от хамства. Достаточно в детском коллективе обозвать малыша, и с ним, осмеянным, уже никто не захочет водиться, зато потянутся к находчивому и сильному обидчику, тем самым поощряя его к дальнейшим «подвигам». И дети очень быстро это понимают, особенно, когда не видят осуждения со стороны взрослых. Более того, родители еще могут и восхититься находчивостью и остроумием своего чада.
Ну, а взрослые используют хамство на всю катушку: на работе и дома, в транспорте и магазине, по телефону и в Интернете. Не правда ли, приходилось наблюдать, как на работе, в присутствии сослуживцев и начальства, один из коллег начинал высмеивать кого-то за допущенные промахи? Полагаете, он это делает просто так? Отнюдь! Тем самым он не просто унижает коллегу, но и подчеркивает собственное превосходство.
А уж про хамство в Интернете и говорить не приходится. Иногда кажется, что некоторые особи обеих полов только для того и используют компьютер, чтобы прийти и «ударить» побольнее тех, кто не может адекватно ответить или быстро среагировать.
Или любимое развлечение подростков – позвонить по любому телефону и сказать гадость, после чего быстро повесить трубку, веселясь от содеянного. Впрочем, телефонное хамство от хамства по Интернету практически не отличается, разве что во втором варианте этим занимаются взрослые люди.
А когда вам хамит начальник, и вы стоите в растерянности и неуверенности, не зная, как реагировать? Даже если удается смолчать, перетерпеть, то неприятное ощущение, испорченное настроение все равно сохраняется надолго. А хам, как раз, об этом знает, поэтому испытывает удовлетворение и удовольствие.
Как же реагировать на хамство? Думаю, этот вопрос мучит многих из нас. Чаще всего мы сами подставляемся под хамство, неуверенностью, излишне мягким поведением или даже подыгрывая грубиянам, словно провоцируя их. Столкнувшись с хамским поведением, не стоит опускаться на такой же уровень общения. Лучшая реакция на оскорбление - это умение подняться над ситуацией и обесценить обиду, то есть не дать вывести себя из равновесия, доставив нескрываемую радость обидчику.
Этого можно достичь, научившись реагировать не непосредственно на обиду, а на то, что стоит за ней, понимать цель, которую преследует хам. Так, не ответив на конкретную грубость, можно спокойно поинтересоваться у обидчика, доволен ли он, стало ли ему легче, то есть показать ему, что он делает вам больно, неприятно, но вы можете с этим справиться и полностью владеете собой.
Порой, ситуацию можно переломить, перестав чувствовать себя задетым. Здесь хорошо помогает чувство юмора - человек, которого не воспринимают всерьез, практически не имеет шансов причинить душевную боль. Хамство вообще не от большого ума, а если это осознать, то стоит ли обижаться на дураков? Их можно только пожалеть, потому что лекарство еще не придумали.
А как жить рядом с, так называемым, хроническим хамством? Как бы мы ни старались, но ограничить круг общения исключительно вежливыми, доброжелательными людьми, невозможно. Если уличного грубияна можно обойти стороной и никогда больше не встретить, то с грубым мужем приходится жить постоянно, хама-начальника терпеть изо дня в день, а нахалка-соседка пользуется каждым случаем, чтобы сделать пакость.
Если жизнь становится невозможной и тягостной, то не стоит доводить дело до нервного срыва. Развод, разрыв отношений с родителями, детьми, смена места жительства безусловно тяжелый и серьезный шаг, но даже он все-таки лучше, чем постепенная потеря здоровья и вкуса к жизни из-за губительных отрицательных эмоций.
И все же основной рекомендацией врачей и психологов остается совет избегать хамства, стараться не создавать ситуации, в которых можно быть оскорбленным, не поддерживать знакомство с теми, от кого можно получить обиду, пусть даже оно, некоторым образом тешит самолюбие.
Очень важна атмосфера доброжелательности, которая в большой степени зависит и от вас самих. Если человек доброжелателен, спокоен и терпимо относится к людям, ему трудно навязать агрессивное поведение. Не помогайте хаму разряжаться от переполняющих его отрицательных эмоций – это всегда считалось лучшим показателем умения строить общение.