Роми Шнайдер (Розмари Альбах-Ретти) родилась в Вене 23 сентября 1938 года. В ее жилах текла кровь нескольких поколений театральных актеров. Ее бабушка, Роза Ретти, более полувека царившая на сцене, заслужила титул "австрийской Сары Бернар".
Отцу с матерью после развода было некогда заниматься воспитанием дочери, и они отправили ее в католический пансион, руководимый монахинями ордена августинцев. Жесткая дисциплина начисто отбила у нее желание учиться и прочно поселила в ее душе стойкое отвращение к размеренной и рутинной жизни. Чтобы хоть немного скрасить свое существование в мрачных монастырских стенах, Розмари, мечтавшая стать художницей, много рисовала и охотно играла в школьных спектаклях. Ее суровые воспитательницы не пришли в восторг от увлечения своей подопечной театром и вздохнули с облегчением, когда она покинула пансион.
Розмари не исполнилось и 15 лет, когда продюсер ее матери, Магды Шнайдер, предложил ей роль в душещипательной мелодраме "Когда зацветет сирень". Очаровательная дебютантка привела всех в дикий восторг. У нее были прелестный овал лица и щечки персикового цвета. В киношных кругах только и говорили, что о ее таланте и обаянии. В тот же год она снялась в фильме "Фейерверк", взяв себе псевдоним Роми Шнайдер.
В 1954 году смешной и толстый режиссер Эрнст Маришка специально для Роми придумал кинороман "Молодые годы королевы", в котором она должна была исполнить роль юной Сисси, австро-венгерской принцессы Елизаветы Габсбургской, ставшей впоследствии супругой императора Франца-Иосифа. Фильм, изобилующий дворцовыми интригами, роскошными балами и сердечными томлениями героев, был обречен на успех во всех германоязычных странах. Роми сразу же покорила сердца мужчин всех возрастов. Великий мультипликатор Уолт Дисней назвал ее "самой красивой девушкой мира". Ее отчим, владелец ночных баров и ресторанов Герберт Блатцхайм, подарил ей 6 гектаров земли и замок на берегу озера Лугано. Ее гонорары росли, а личный счет в банке свидетельствовал о том, что она стала "самой богатой девушкой в мире".
Вскоре Роми почувствовала себя птицей, заключенной в золотую клетку. Мать и отчим, контролировали каждый ее шаг, заранее расписывая каждую минуту и не разрешая ей общаться с друзьями. Герберт взял на себя деловую сторону карьеры Роми и от ее лица принимал корреспондентов. Чувствуя себя глубоко несчастной, юная актриса мечтала избавиться от надзора корыстолюбивых родственников.
В 1958 году 20-летнюю знаменитость пригласили на главную роль в фильме "Кристина". Съемки должны были проходить во Франции, и Роми в сопровождении матери и отчима вылетела в Париж, где у трапа самолета ее встретил с букетом красных роз партнер по будущей картине 23-летний Ален Делон, которого она раньше никогда не видела. Первая встреча разочаровала обоих молодых людей. "Надутая австрийская гусыня", - подумал Ален. "Самодовольный французский нахал", - решила Роми.
"С первого дня съемок, - писала она в своем дневнике, - мы находились в состоянии войны и так цапались друг с другом, что от нас летели пух и перья. Никому не удавалось нас помирить".
Однако, играя влюбленных, актеры незаметно вошли в роль. Однажды на балу кинематографистов, состоявшемся в Брюсселе, Делон пригласил Роми на танец, во время которого на ломаном немецком объяснился ей в любви и предложил переехать к нему в Париж. В марте 1959-го, несмотря на сопротивление родителей Роми, они обручились.
Ален, будучи начинающим актером, на свои скромные средства не мог предоставить любимой обеспеченную жизнь. Герберт, решив наказать непослушную падчерицу, выдавал ей из ее баснословных гонораров лишь крохи на карманные расходы. Влюбленные сняли в Париже маленькую квартирку, ели в дешевых ресторанах, целовались на улице, а едва переступив порог дома, бросались друг к другу в объятия.
Делону повезло не только на "личном фронте". Именно тогда его заметили такие знаменитые режиссеры, как Лукино Висконти и Рене Клеман, в то время как звезда австро-германского кино во Франции особым спросом не пользовалась.
Временно оказавшаяся не у дел, Роми поехала вместе с Аленом в Италию, где он снимался в фильме Висконти "Рокко и его братья". Сначала прославленный мэтр отнесся к невесте своего любимца настороженно, однако впоследствии он высоко оценил ее ум и природный талант и даже подарил ей свое фамильное кольцо с драгоценным камнем, унаследованное им от далеких предков.
После съемок "Рокко" Висконти задумал поставить пьесу Джона Форда "Как жаль, что ты потаскуха" на сцене "Театр де Пари". На главные роли он пригласил Алена и Роми. Однако до того как приступить к репетициям, Висконти познакомил "симпатичную австрийскую булочку" с прославленной Коко Шанель, чтобы та помогла Роми стать настоящей парижанкой. Под ее руководством актриса совершенствовала свою внешность с помощью диеты, сауны, гимнастики и бассейна. Кроме того, Шанель сумела привить ей утонченный вкус и изысканные манеры, "Три человека полностью изменили мою жизнь, - позже писала Шнайдер, - Ален, Висконти и Коко Шанель".
На премьеру, состоявшуюся в 1961 году, съехалась актерская элита из разных стран. В первых рядах можно было увидеть Ингрид Бергман, Ширли Мак-Лейн, Брижит Бардо, Эдит Пиаф, Жана Маре, поэта Жана Кокто. Спектакль выдержал 120 представлении, хотя критика реагировала на него без восторга.
В эйфории успеха Роми отклонила немало соблазнительных предложений, о чем никогда не жалела, так как Висконти дал ей одну из главных ролей в фильме "Декамерон-70". Несмотря на то что в фильме снимались такие признанные звезды, как Софи Лорен и Анита Экберг, жюри Каннского фестиваля отметило и оценило только Шнайдер.
Вскоре знаменитый режиссер Саша Питрофф пригласил Роми на роль Нины Заречной в чеховской "Чайке". Ален Делон должен был играть Треплева, но отказался, так как ему предложили главную роль в фильме "Марко Поло". Впервые Роми отправилась на гастроли без Алена. В гардеробной, у зеркала, она рядом с его фотографией складывала телеграммы с примерно следующим содержанием: "Душой и сердцем с тобой сегодня и навсегда. Твой муж". В Ницце из-за переутомления актриса попала в больницу. Ален незамедлительно прилетел к ней. В Париж они вернулись счастливые. Однако их идиллия длилась недолго. Вскоре Роми уехала в Голливуд на съемки фильма "Процесс".
Любовь не терпит расставаний. Из-за непрекращающихся съемок их бракосочетание постоянно откладывалось. Они встречались урывками. У каждого была своя собственная судьба и творческая жизнь. Они изводили себя ревностью и взаимными упреками, обманывая себя тем, что ссоры и примирения якобы укрепляют чувства.
В 1963 году Роми оставила сцену и отправилась в Голливуд. После работы с такими художниками мирового кино, как Висконти и Уэллс, актриса надеялась, что за океаном ее ждет звездный час. Однако ее ожидания оказались напрасными. На "фабрике грез" ей дали понять, что она не может рассчитывать на главные роли.
Тем временем страсть Алена иссякла. Как-то раз на глаза Роми попалась газета с фотографией Делона, держащего на коленях хорошенькую блондинку, с игривой подписью: "Флирт или любовь?". Ее сердце сжалось от предчувствия неминуемой беды. В тот же день ей позвонил Делон. Свалив вину на охотящихся за скандалами журналистов, он уверял ее в верности и любви. Однако при первой же встрече Роми поняла, что отныне их больше ничего не связывает. Несколько дней спустя она улетела в Лос-Анджелес, отказываясь верить, что их отношениям пришел конец.
Летом 1964 года Роми получила от Делона письмо, в котором он просил у нее прощения и сообщал о своей женитьбе на Натали Бартелеми. Однако, несмотря на частую смену жен и любовниц, Ален не мог окончательно расстаться с Роми и летел к ней по первому ее зову.
Однажды на церемонии открытия культурного центра в Берлине она познакомилась с известным немецким режиссером Харри Мейеном, который был намного старше нее. Неназойливое мягкое ухаживание сухопарого воспитанного интеллектуала стало настоящим бальзамом для истерзанной души Роми. Из-за любви к ней Мейен развелся со своей женой, с которой прожил много лет. Решив, что он поможет ей навсегда забыть причиненные Делоном страдания, Роми вышла за него замуж и уехала с ним в Берлин.
В 1966 году появился на свет ее первенец Давид. Став счастливой матерью, она почувствовала себя спасенной. Вспомнив о своем юношеском желании стать художницей, она много рисовала, фотографировала, ездила на велосипеде по живописным окрестностям Гамбурга с этюдником за спиной.
В один прекрасный день она поняла, что Харри, будучи слабым и неуравновешенным человеком, имел пристрастие к крепким напиткам, Роми стало противно находиться дома.
Именно в таком настроении ее застало предложение режиссера Жака Дере сняться вместе с Делоном в фильме "Бассейн". Увидев после долгой разлуки бывшего возлюбленного, Роми поняла, что никто другой его не заменит. Заметив благотворные перемены в своей бывшей невесте, Ален не смог остаться равнодушным к очарованию ее зрелой красоты.
Разумеется, возобновление их связи вызвало живейший интерес журналистов, однако на все их вопросы Роми неизменно отвечала, что "нет ничего холоднее, чем мертвая любовь".
В 1970 году актриса вылетела в Мексику на сьемки фильма "Убийство Троцкого", где ее партнерами были Делон и муж Элизабет Тейлор Ричард Бартон. Работа с профессионалами мирового класса подняла ей настроение, но за пределами съемочной площадки она мучилась от одиночества.
Пресса сообщала, что Роми избегала общества, так как целиком отдавала себя работе над ролью. Понимая, что духовная связь с мужем утрачена, она тем не менее надеялась спасти их брак, но постоянные приступы депрессии, в которую впадал Харри, вконец измотали ее. Роми тоже впала в хандру, которую пыталась заглушить с помощью алкоголя и успокоительных таблеток.
Она покинула дорогую парижскую квартиру и поселилась в скромных апартаментах. С переездом ей помог личный секретарь и шофер привлекательный 24-летний шатен Даниэль Бьясини.
С каждым днем ослабевали и рвались нити, связывающие ее с Харри. Весной 1973-го она получила письмо от своего адвоката, сообщающего, что тот требовал развода и половину состояния жены.
Роми прекрасно чувствовала себя в обществе нежного и внимательного Даниэля. Проведя с ним месяц в Сенегале, она приступила к работе в фильме "Главное - любить", в котором сыграла одну из своих основных ролей. Образ Надин, артистки с неудавшейся карьерой, сумасбродной женщины, напомнил Роми собственную судьбу.
Вскоре актриса поняла, что Даниэль ей необходим. Он предупреждал каждое ее желание и вел себя безупречно по отношению к ней, хотя близкие Роми не сомневались в том, что он цинично использовал ее наивность, чтобы запускать руку в ее банковские счета. Для самой актрисы было важно только то, что он умел любить и не доставлял никаких огорчений.
В 1975 году, сияющая и счастливая, с изящно вплетенным в волосы венком из полевых цветов, Роми вышла замуж за Даниэля и поселилась с ним в том же берлинском отеле, где прошли ее первые упоительные месяцы с Харри. Их связывало абсолютное взаимопонимание. Роми, как ей казалось, наконец-то обрела надежную опору в жизни, чего ей всегда недоставало.
1977 год оказался для Роми счастливым. Будучи беременной вторым ребенком, она все чаще проводила время в кругу семьи, с упоением изображая домохозяйку. Утопающий в зелени дом, пронзительно-синее небо Южной Франции наполняли ее сердце радостью, которая достигла высшей точки после рождения дочери Сары.
После вручения ей "Сезара" за роль в фильме Клода Coтe "Простая история" Роми восторженно воскликнула:
- Исчезли злые тени прошлого. Я счастлива и любима, как никогда.
Как утверждали многие ее знакомые, она сама себя сглазила. В 1979 году Харри Мейен повесился в своей гамбургской квартире, использовав шейный платок Роми. Самоубийство бывшего мужа актриса восприняла как грозное предзнаменование. Воспоминания о короткой жизни с ним и нелепом разрыве причиняли ей невыносимую боль. Мучительным чувством вины она терзалась всю жизнь.
В своем 55-м фильме "Банкирша" Роми снялась, будучи на грани нервного срыва. Она выкуривала по нескольку пачек сигарет в день и не расставалась с бутылкой. Став замкнутой, актриса избегала любого общения и все свободное от съемок время проводила в своей гримерной. Фильм принес ей колоссальный успех.
После премьеры "Банкирши" Роми вернулась в пустой дом. Даниэль, решив немного отдохнуть от нее, уехал в Лос-Анджелес. Увы, он так и не стал ее достойным спутником жизни.
Потеряв в 1976 году двух дорогих ее сердцу людей - отца и Висконти, Роми почувствовала себя осиротевшей вдвойне. В мрачном подавленном состоянии духа она вылетала в Италию на съемки фильма "Призрак любви". Алкоголь и одиночество сыграли пагубную роль в жизни актрисы. У нее начались депрессивные страхи, из-за которых она не могла находиться перед камерой. Режиссеру ничего не оставалось, как вызвать Даниэля. Он немедленно приехал. Успокоив Роми и убедившись в том, что она пришла в норму, он отбыл назад. После его отъезда она снова стала спасаться от бессонницы, запивая снотворное вином. Однажды ее нашли в гостиничном номере лежащей без сознания. Спасли ее не только врачи. В группе работал симпатичный юноша Лоран Петен. Только благодаря ему Роми дотянула до конца сьемок. Новое увлечение вывело ее из тупика.
Несмотря на стальную выдержку Роми и неотлучное присутствие Петена, с выходом фильма на экраны пришлось повременить, так как актриса неожиданно оказалась на больничной койке. Придя в себя после операции, она узнала, что ей удалили почку. В больничной палате, заваленной цветами и телеграммами, постоянно дежурил повзрослевший Давид.
Она окончательно рассталась с Даниэлем. Обожаемый сын Роми, успевший привязаться к отчиму, остался жить у него. Дом Даниэля был окружен двухметровой стеной, увенчанной железными прутьями. Однажды, возвращаясь домой с роликами под мышкой, Давид обнаружил, что ворота заперты, и полез через стену. Он подтянулся на руках и уже переносил ногу за ограду, как вдруг сорвался и рухнул прямо на острые железные пики, которые насквозь пронзили ему брюшину. Вечером того же дня он скончался. Многие думали, что Роми не переживет горя.
Измученная и исхудавшая, Роми не выходила из дома и отказывалась от встреч с журналистами. Вернуть ее к жизни удалось только режиссеру Жаку Руффино, который пригласил ее сняться в фильме "Прохожая из Сан-Суси".
Ее тронула история женщины, спасающей 12-летнего мальчика-сироту. По просьбе актрисы в титрах появилось посвящение: "Памяти Давида и его отца".
После смерти сына в жизни Роми было еще несколько знаменитых фильмов и множество безвестных любовников, что не мешало ей выйти замуж за обожавшего ее Лорана Петена.
В ночь на 29 мая 1982 года Роми нашли мертвой. Она сидела за письменным столом в своей комнате. Ее потухший взгляд был устремлен на портрет Давида. В газетах немедленно появилось сообщение о том, что актриса покончила с собой. Однако судебно-медицинская экспертиза показала, что Роми скончалась от разрыва сердца, не выдержавшего постоянного напряжения.
Все хлопоты по организации похорон взял на себя Ален Делон. Он позаботился о том, чтобы Роми похоронили в одной могиле с сыном. Ален, успокаивая безутешного Лорана, простился с ней в церкви, положив в гроб точно такой же букет красных роз, какой был у него в руках во время их первой встречи.