Утром, когда я иду на работу, впереди частенько идут папа с сынишкой. Я не первый раз вижу обоих – уже узнаю. Каждое утро отец весело разговаривает с сыном, отвечает на вопросы или рассказывает сказки. Они никогда не молчат, думая каждый о своем. Они общаются, причем с упоением и восторгом с обеих сторон.
Иногда, спотыкаясь, мальчишка старался забежать вперед, чтобы не упустить выражения папиного лица. А отец, совсем еще молодой, вдохновенно размахивая руками, рассказывает сказку, входя в роль, менял голоса и походку, раскованно и радостно чувствуя себя наедине с сыном.
Конечно, отец, как все, спешил на работу, но он не тянул (как это часто видишь) сынишку за руку и вместо стандартного «утреннего набора» указаний «умойся, оденься, скорее, опаздываем, ешь, застегни», наверное, говорил совсем другое, дружеское и доброе. И мальчик сам торопился, чтобы «выиграть» минуты для общения с отцом, минуты, важные и дорогие для обоих.
Вернувшись из отпуска, я решила навестить свою соседку и старую подругу, живущую этажом ниже, и неожиданно застала эту всегда веселую и энергичную женщину всю в слезах. Что же такое должно было произойти, чтобы так выбить из колеи мою подругу?!
Успокоившись, она рассказала мне такую историю. Оба они, и Наташа, и Виктор приехали из деревни, он работал на заводе, а она была медицинской сестрой, Их семья считалась благополучной, Виктор никогда не пил, не курил и, уж конечно, не гулял, старался подработать и все нес в семью. Наташа была хорошей хлебосольной хозяйкой, в ее доме всегда царили тепло и уют. В общем, это была семья, каких много сейчас. Когда у них родилась дочь, они несказанно радовались ее появлению, ведь она была поздним и долгожданным ребенком.
Девочка росла в атмосфере любви и ласки, но родители воспитывали ее в строгости, учили трудолюбию, вежливости, взаимопониманию. И, должна вам сказать, что девочка выросла внимательной, вежливой и дружелюбной: всегда поздоровается, если увидит, что пожилой человек несет тяжелую сумку, обязательно поможет. Сколько раз нашим соседям старичкам за хлебом и молоком бегала, и для всех у нее находилось доброе слово. И уж конечно к своим родителям Леночка, так зовут девочку, относилась с уважением, слушалась и любила их, да и они в ней души не чаяли.
Все мы любим наших детей и не желаем им зла, всю жизнь мы пытаемся уберечь их от неприятностей. Мы стараемся воспитать их умными, вежливыми, тактичными, любящими, но посмотрите, как мы это делаем. Мы раздражаемся, кричим, приказываем им, а позднее, когда они подрастают, читаем им нотации.
«Представьте, что с вами будет, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза – в увещевательном и 50 раз в обвинительном…» - эти цифры привел известный психолог В. Леви.
У ребенка практически нет покоя, и в результате он перестает нас вообще, и слушать и слышать. Да и чего стоят все наши требования, поучения и даже советы, если мы сами не следуем им и не показываем нашим детям примеров собственной доброты, вежливости, милосердия и аккуратности?!
То, что развод – огромная травма для психики, неоспоримо. Но о том, какое влияние развод оказывает на психику ребенка, часто взрослые не думают, особенно, если ребенок еще мал. Считается, что он ничего не понимает и быстро привыкнет к новой ситуации.
Но это не так! Когда расстаются два самых близких и родных для малыша человека – для него рушится весь мир. Бывает и так, что, стараясь уберечь детей от сильной психологической травмы, взрослые не всегда решаются на официальный разрыв отношений и продолжают жить под одной крышей исключительно «ради ребенка».
«Худой мир» в данной ситуации не лучше «доброй ссоры». Ученые и психологи доказали, что эмоциональный, духовный «развод» родителей оказывает на детей не менее негативное влияние, чем юридически оформленное расторжение брака.
Вам приходилось с тоской и раздражением рассматривать детские вещи, измазанные и рваные, несмотря на то, что куплены были, чуть ли не накануне? Сколько досады сразу в упреках, хотя вас можно и понять – вещь испорчена, потрачены деньги, но, самое главное, поражает, обижает и буквально бесит такое отношение детей к одежде, да и к родителям, которые на все это зарабатывают, тоже.
А что слышат от нас дети? Что мы такими не были, что у нас нет столько денег, чтобы без конца покупать новые вещи, что... и так далее. Что касается первого утверждения, то если бы оно соответствовало истине, и каждое следующее поколение было бы менее понятливым, чем предыдущее, едва ли мы достигли бы нынешнего прогресса в той же области потребления, того бесконечного конвейера соблазнов и искушений, который калейдоскопом проходит перед глазами наших детей.
Но все остальное, скорее всего, верно и составляет особую сферу материально-денежных отношений с нашими детьми. Спокойной эта сфера бывает редко. Если не потрясет ее требовательное «купи мне...», то родительский взор, подхлестнутый наблюдениями за чужими детьми, сам констатирует: «А надо бы...»