Воспитывая детей, мы исполняем свой родительский долг, но только не секрет, что в разных семьях все происходит по-разному. В одних стараются привить своему ребенку самые лучшие качества, воспитать в нем характер, дать знания и умения, которые ему пригодятся для формирования личности. В других же пускают все на самотек, руководствуясь понятиями – «само вырастет», «жизнь научит»… Причем, вторая категория родителей не задумывается над вопросом: «А чему нынешняя жизнь может научить их драгоценное чадо?»
В настоящее время, ввиду информационной вседозволенности, остро стоят проблемы раннего детского курения, пьянства и секса. Дети наблюдают за поведением взрослых и впитывают информацию, как губки, но… И вот именно в этом «НО» кроется наша задача, наш родительский долг - показать и научить детей правильно использовать полученную информацию.
Сегодня мне хотелось бы затронуть одну из острых тем – тему пьянства, информацию, которую мы сами даем нашим детям, и которая может повлиять на ход их жизни.
«Моя дочь врет на каждом шагу!» - с горечью мне рассказывала моя подруга. «В чем именно она тебя обманывает?» - попыталась узнать я. «Во всем! Что ни скажет – врет! И ведь все равно правда всплывает же! Я ругаюсь, скандалю, а толку нет. В следующий раз снова соврет!» - подруга искренне горевала и переживала. Спрашиваю, а как часто она сама обманывает свою дочь? Та возмущается, утверждая, что никогда не врет - ее родители с детства приучили правду говорить.
Привожу в пример случай, о котором она сама же недавно рассказала: «Ты вот обещала ей купить плеер на день рождения и не купила. Ведь было такое?» «Ну и что?!» - искренне возмутилась подруга: «Я же купила ей джинсы и кроссовки, все деньги потратила. Она большая, могла бы и понимать». «Но ведь ты обещала! Она ждала, верила тебе. А джинсы и кроссовки могли бы и подождать, тем более, что ты бы все равно их купила, потому что это не подарок, а предмет необходимости». Подруга отмахнулась от меня, не принимая мои слова всерьез.
Через какое-то время мы с ее дочерью оказались рядом в автобусе. С девочкой мы в хороших отношениях, потому я позволила себе спросить, что за проблемы у нее с мамой. А она, с горечью сказала, что та сама во всем виновата: лезет во все дырки, требует отчета во всех мелочах, кричит и ругается, а сама врет на каждом шагу и думает, что не видно!
У ребенка, который находится в возрасте познания мира, не разработана оценочная шкала. Он тянет руку к яркому и красивому мухомору, не понимая, что это яд. Взрослые тоже могут оказаться в такой ситуации, хоть и пореже. И мало ли что может понравиться детям?! А ведь все дело в системе ценностей взрослых. Ведь не рассуждают же родители, когда видят несомненную угрозу здоровью и жизни ребенка, например, когда ребенок тянется к открытому окну или электрической розетке, когда он лезет на глубину реки?! Куда как меньше внимания уделяется выбору телевизионных программ, музыки, игр для своих детей. Существенно меньше родители интересуются книгами, которые дети читают, музыкой, которую они слушают и друзьями, с которыми их чада проводят время. Ну как же, тут не высота двенадцатого этажа, не ядовитый гриб – в общем, не очевидная угроза.
Но дети быстро растут, становятся взрослыми. В соответствии с полученным воспитанием у них формируются и вкусы. А потом? Потом начинаются споры, отстаивание собственного мнения и так далее. Говорят, о вкусах не спорят. Но ведь существуют и понятия: «безвкусица», «дурной вкус», «хороший вкус» Значит, есть и повод для обсуждения?
С одной стороны, каждый человек в меру своей личной свободы имеет право одеваться, как ему нравится, слушать полюбившуюся музыку, носить понравившуюся прическу и т.д. А с другой, когда прислушиваешься к текстам современных песен, смотришь на молодежную моду или пытаешься вникнуть в то, что показывают по ТВ, становится очевидным, что пошлость и безвкусица просто захлестывают с головой. Коммерческий эффект от «масскультуры» настолько велик, что никто не задумывается о последствиях всего этого.
Самооценка – это то, что нас украшает в глазах окружающих, но, с тем же успехом, и портит. Самооценка вообще играет большую роль в жизни каждого человека – особенно это важно, когда характер только воспитывается, то есть у детей, потому что они интенсивно развиваются и каждый день приобретают новые личностные качества.
Самооценка влияет не только на отношение человека к жизни, на его сферу интересов и будущие перспективы, но и на отношение окружающих. Проявляясь в манере себя вести, разговаривать, самооценка часто затмевает реальные достоинства и недостатки человека.
Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.
Наши дети незаметно взрослеют, позволяют себе иметь отличные от наших представления, а мы - нет бы, отнестись к этому с уважением да поискать компромисс - называем их мозги «куриными», беспардонно ворошим их письма и дневники и свято верим, что им все надо «разжевывать»...
Любим ли мы своих детей? Желаем ли им добра? Риторические вопросы. И все же есть все основания называть то, во что порой выливаются наши благие намерения, «странной любовью». А если послушать самих детей?
«...Нас, правда, любят. Мама часто говорит: «Как же я тебя кому-нибудь отдам? Нет, ты всегда со мной будешь!» Представляете, какое у меня будущее? Вот поступлю я в институт и буду точно так же приходить домой, и меня будут спрашивать, какие оценки я получила. Если плохие - будут ругать, как сейчас.