они вошли в историю


ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ

Святая Тереза Авильская - Тереза де Хесус, Тереза Великая, Тереза Санчес де Сепеда и Айумада... Об этой величайшей святой в России знают очень мало, а то немногое, что знают, зачастую искажено. Даже имя её традиционно транскрибируется неверно – в испанском языке нет буквы «з», и правильней было бы говорить «Тереса»…

Как и святая Екатерина Сиенская, святая Тереза Авильская признана Учителем Церкви, наряду со св. Иаковом считается небесной покровительницей Испании. Её произведения переведены на множество языков, включая арабский, корейский, иврит. О ней написано множество книг и снято множество фильмов. Но на русский язык из всех книг святой Терезы переведён только «Внутренний замок».

ПОРТРЕТ ТЕРЕЗЫ АВИЛЬСКОЙ КИСТИ РУБЕНСА


Лариса Михайловна Рейснер

Ее называли Женщиной Революции. «Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, – так живописал ее поэт Всеволод Рождественский. – Плотные темноволосые косы тугим венчиком лежали вокруг ее головы. В правильных, словно точеных, чертах ее лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое».

Среди огромного количества воспоминаний о Ларисе Рейснер нет ни одного, в котором не упоминалось бы о ее красоте. Сын писателя Леонида Андреева, Вадим, восхищался:- «Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту, как факел... Не было ни одного мужчины, который прошел бы мимо, не заметив ее, и каждый третий – статистика, точно мной установленная, – врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе...»

«Она была красива тяжелой и эффектной германской красотой», – признавала жена поэта Надежда Мандельштам. «Вокруг Ларисы всегда ходили легенды, – пишет Лариса Васильева. – Вот и германская красота не случайно возникла – вроде бы предки ее были рейнские бароны... Говорили также, что род главы семьи Рейснеров взял свое начало от крестоносцев. Противники этой семьи уверяли, что предок хозяина дома крещеный еврей».


Александра Петровна Струйская

Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени. Спустя два столетия после ее смерти Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:

Наверное, это была одна из самых красивых женщин «безумного осьмнадцатого столетья»... Она как будто призвана была быть вечной музой поэта. В своем XVIII веке она пленила загадочной внешностью еще одного из них - своего мужа.

Николай Еремеевич Струйский, богатый пензенский помещик, преданно и отнюдь не взаимно любил поэзию. К несчастью, его слава, как поэта, не пережила его. Но, как все пииты, он был немного не от мира сего: устроил себе кабинет на самом верху огромного дома-дворца и назвал его Парнасом, все дни просиживал там, писал вычурные стихи, спускаясь оттуда на грешную землю зачастую лишь для того, чтобы отдать их печатать.


Ванга

Жизнь Ванги напоминает жития святых, ибо трудно себе представить, что смертный может вынести те испытания, которые выпали на долю бедной болгарской ясновидящей. Родилась и жила Ванга в Болгарии, в селе Петрич. В детстве она была обыкновенной девочкой и не знала о своих способностях. В первую мировую войну отца мобилизировали в болгарскую армию, а мать умерла, когда Ванга еще не достигла разумного возраста. Девочка росла долгое время под присмотром соседок.

Ванга была худенькой, голубоглазой, русоволосой и шустрой девочкой. Уже с детства она любила, чтобы у каждого предмета было свое место. Ее способности таились еще где-то глубоко в ней. Она сама придумывала забавы, любила играть в "лечение" - прописывала друзьям разные травы.

В 11 лет Ванга придумала себе странную игру, которая вызывала у отца неприятные чувства: бывало, Ванга положит на улице или в доме какой-нибудь предмет, а потом, крепко закрыв глаза, как слепая, начинает его искать. И, несмотря на запреты отца, она так и продолжала играть в слепую.


Прасковья Сергеевна Уварова

«Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались, розовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку. Густые косы белокурых волос держались как свои на маленькой головке. Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на высокой перчатке, которая обвила ее руку, не изменив ее формы. Черная бархотка медальона особенно нежно окружала ее шею.… Глаза блестели, и румяные губы не могли не улыбаться от сознания своей привлекательности» - это Кити Щербацкая на балу у Бобрищевых.

А вот запись в дневнике этого же времени того самого мрачноватого молодого человека:- «Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, и вдруг окатило меня. П.Щ. - прелесть. Весело целый день». П.Щ. - это Прасковья Щербатова, восемнадцатилетняя покорительница мужских сердец, веселая и искрометная, настолько впечатлившая молодого Толстого, что именно она стала прототипом Кити Щербацкой из «Анны Карениной».

Она родилась в селе Бобрики Лебедянского уезда Харьковской губернии 28 марта 1840 года в одной из самых родовитых семей России. В семье свято поддерживались традиции предков - историков, просветителей, военных. Знаменитым среди прапрадедов был и известный русский историк князь М.М. Щербатов. Так что муза Клио была «семейной» в этом роду. Отец Параши, князь Щербатов, близко знакомствовал с самим Пушкиным и хранил экземпляр «Кавказского пленника» с авторской дарственной надписью: «Другу моему Сергею».