Когда-то, в доперестроечные времена, мне на глаза попалась должностная инструкция руководителя. Там я вычитала замечательные вещи о личной скромности, вежливом отношении к подчиненным, компетентности, личном примере и даже о необходимости проведения воспитательной работы в коллективе, помощи сотрудникам в их личным проблемах. Причем, за соблюдением этих пунктом следила куча общественных организаций и трудовой коллектив (было когда-то такое понятие). Сейчас это все напоминает юмористический рассказ. Да и современные инструкции на глаза уже не попадаются, что вызывает сильные сомнения в том, что они имеются вообще.
Какой он - руководитель, начальник, шеф, босс (или еще масса синонимов), человек, от которого мы зависим в самом прямом смысле большую часть своей жизни? Каждый из нас со стажем работы и с возрастом, соответственно, приобретает и опыт, и понимание отношений в коллективе. Да и начальников за жизнь сменится довольно много. Так что есть, с чем сравнивать.
Наверняка, вспоминается и хорошее - работа с умелым чутким руководителем, интеллигентным, понимающим, строгим, но справедливым, умеющим не только давать указания, но и помогающим в работе и советом, и личным примером. Мне повезло - у меня были такие начальники.
Соседка уверена, что вы не умеете готовить, и приходит мучить вас советами чуть ли не каждый день. Ваша мама называет вас мотовкой и регулярно требует, чтобы вы отдавали ей зарплату, иначе умрете в нищете. Подруга постоянно дает советы, как обращаться с мужем. Коллеги по работе отговаривают искать новое место. Обложили со всех сторон? И правда, ни один, сколь-либо существенный момент жизни не обходится без чужих советов. И что теперь делать, как к этому относиться?
Для начала вспомните последние данные вам советы. Сколько их набралось - два, три или немного больше? Правильно! А теперь покопайтесь в памяти детальнее и вспомните, ведь на самом деле таких советов было намного больше. Так почему запомнились только некоторые?
Причина довольно простая – мы запоминаем только те советы, которые ложатся на «благодатную» почву. То есть на наши собственные сомнения. Если мы не уверены, стоило ли тратить последнюю премию на ненужные, но приятные вещицы, то замечание соседки, что пора обновить мебель или хотя бы ее перетянуть, точно заденет. Или сожаление по поводу отсутствия возможности провести отпуск за границей станут еще сильнее, если мама снова посоветует хранить деньги в банке, чтобы накопить хотя бы какую-то сумму.
Часто возникают ситуации, для решения которых тебе практически не приходится прикладывать усилий. Решение просто вспыхивает в твоей разумной голове, причем мгновенно. Уже в следующую секунду ты понимаешь, что оно не только самое первое, но еще и самое верное. Тогда ты с удовольствием думаешь: «Ну, какой же я молодец! Какой я решительный и уверенный, прямо сам себе удивляюсь».
А кто это заметит кроме тебя? Никто. Если ты, скажем, на работе проявил свою смекалку или предложил что-то разумное, руководитель оценит и то, не факт. А так… никто за твои заслуги красным орденом не наградит и даже банальное «спасибо» не скажет. Махнешь рукой, расстроишься, может быть, даже незаметно всплакнешь, бесконечно повторяя про себя один и тот же вопрос: «Ну почему люди такие несправедливые, жестокие и злые? Ну по-че-мууу?!» - снова протянешь ты, обиженный на весь белый свет.
В самый неожиданный момент тебя жестоко обманут, подставят или сделают какую-нибудь подлость, которую ты, в чем абсолютно уверен, не заслуживаешь. Поначалу растеряешься, удивленно пожмешь плечами, потом начнешь искать виноватых и винить кого угодно, только не себя. Со временем закалишься, «протрезвеешь» (в смысле трезвее станешь смотреть на мир) и как-то быстро повзрослеешь… Так зарождается ЗДОРОВЫЙ ЭГОИЗМ.
В моей карьере был весьма поучительный случай: когда меня впервые назначили начальником своего отдела, я сделала типичную ошибку неопытного руководителя. В мою компетенцию входил процесс набора сотрудников не только для моего отдела, но и для всей фирмы. Мне нужно было расширить отдел, и заодно еще и закрыть несколько вакансий новыми специалистами. В принципе, для меня задача пустяковая, и все бы прошло отлично, если бы в эти дни подруга, с которой мы не разлей вода уже много лет, не оказалась, что называется, в трудной жизненной ситуации.
Так уж случилось, что пока я делала уверенные шаги по карьерной лестнице, моя подруга Галя вела перманентную войну со своим вторым мужем, и по всем признакам она проигрывала. И признаки эти стали настолько явными, что вскоре возникла у нее настоятельная необходимость уйти с двумя детьми, и зажить своей собственной жизнью. А для этого, конечно же, нужны собственные средства к существованию.
Поэтому в том, что я стала начальником, Галя увидела личную удачу, просто дар свыше, можно сказать, вовремя протянутый страждущей даме, гибнущей ни за что в браке. И все бы ничего, да вот только, у нее образования соответствующего не было, и она понятия не имела о том, в чем заключается наша работа. То есть, специалист из нее вообще никакой, даже уборщица, елозившая тряпкой в моем кабинете, соображала в нашем деле больше, чем моя подруга.
Руководить Галей я не могла, потому что она не воспринимала меня, как руководителя. Поставить ее на место, не разрушив дружбу – это было в принципе невозможно. Ситуация разрешилась сама собой - Галя помирилась с мужем и уволилась с работы по собственному желанию. Я вздохнула с облегчением, и тут же дала клятву, что никогда и ни при каких обстоятельствах не возьму больше на работу ни одной подруги, друга, соседа, свата, брата и так далее.
Все очень просто: либо работа, либо дружба. Хотя, на работе вполне могут образоваться дружеские связи. Но вряд ли это могут быть дружеские связи между начальником и подчиненным.
Например, что делать, если ваша подруга стала вашим же начальником? Могла ли Галя сделать все по-другому?