«Кошки – это кошки»*. Домашние животные в бонистике**

Это интересно
Это интересно

Изображения кошек – этих милых зверьков, любимцев миллионов людей на всей планете, можно встретить повсюду - на рекламных щитах и обложках журналов, почтовых марках и модных футболках. Их усатые мордочки «улыбаются» с витрин магазинов и с разноцветных упаковок во всем мире. Отлитые из бронзы, отштампованные из жести, вырезанные из дерева или вылепленные из глины, они украшают фонтаны парков, палисадники деревенских домов и коньки бесчисленных крыш. Однако не каждый знает, что изображения кошек нередко можно встретить и на деньгах, притом, как на монетах, так и на банкнотах. Не верите? Ну, тогда прошу вас самих убедиться в этом...

Самые ранние банкнотные изображения кошек встречаются на немецких нотгельдах*** 20-х гг. 20 века. Они же и самые интересные, потому как представляют домашних любимцев, так сказать, в действии. На боне**** города Бад Зальцуфлен (земля Северный Рейн - Вестфалия) в 50 пфеннигов 1921 г. - привычная для многих картина «умывающейся» кошки.

Это интересно

Занятно, что, несмотря на то, что эта белоснежная кокетка явно вылизывает свою лапку (хорошо заметен и высунутый язычок кошки), в сюжете боны ей отведена роль геральдического щитодержателя - то есть, приподнятой лапкой кошка поддерживает гербовой щит города. Во всяком случае, это следует из сопутствующей надписи. Та же надпись бравадно утверждает, что «пока белая кошка*****» занята столь ответственным делом, «слава о силе и красоте города будет разноситься по свету». Получается, что это милое создание – своеобразный гарант удачи для целого населенного пункта. Иными словами, амулет на успех и процветание для нескольких тысяч человек.

Однако, хорошо известно, что отношение людей к кошкам не всегда было таким бережным и добросердечным. История наших братьев меньших – это тернистый путь, полный взлетов и падений. В Древнем Египте их обожествляли. В их честь возводили храмы, к ним обращали свои молитвы, просили о помощи. Культ священной кошки – Бастет – божества веселья, плодородия и домашнего очага, был широко распространен в стране фараонов вплоть до прихода римлян. Иначе ситуация для кошек складывалась в Европе позднего Средневековья (16-17 вв.)...

На нотгельде городка Гебезее (земля Тюрингия) в 50 пфеннигов 1921 г. художник изобразил жуткую сцену.

Это интересно

Взволнованная толпа народа, возглавляемая священником, окружила виселицу, на которой за хвост подвешена кошка. Несколько в стороне угадывается фрагмент похоронной процессии - двое могильщиков, несущие крохотный гробик. Трагическая история, рассказанная на денежном знаке, якобы, произошла на самом деле: одна кошка так покусала наследника владельца местного замка, что младенец скончался. Зверя-убийцу изловили, судили и казнили...

Подобные расправы над домашними животными (кошками, собаками, свиньями, овцами и т.д.) в эпоху гонений на ведьм были, к сожалению, делом вполне обычным. Трудно представить, сколько несчастных четвероногих было загублено на эшафотах и в кострах инквизиции на основании самых нелепых обвинений и подозрений.

Вера в то, что ведьмы и колдуны могли перекидываться (перевоплощаться) в различных животных (в основном, в черных кошек, собак и волков) играла немаловажную роль в практике общения инквизиторов со своими беззащитными жертвами. И сжигая (почти всегда) ни в чем не повинных зверей, средневековые живодеры ожидали услышать в их предсмертном визге вопли богомерзких баб о пощаде.

Отцы церкви с успехом распространяли среди безграмотного населения слухи о сатанинских кознях. И черная кошка в представлении народа являлась слугой сатаны. Где только не появлялся царь тьмы, кошка всегда должна была находиться рядом, как на картинке с нотгельда города Берга/Ельстер (земля Тюрингия) в 50 пфеннигов 1921 года.

Это интересно

Нередко и сам владыка преисподней являлся людям в образе черного кота. Бесспорным фактом для инквизиторов было и то, что, слетаясь на шабаши, ведьмы обязательно имели при себе и своих дьявольских слуг – летучих мышей, воронов, сов и, конечно же, черных кошек для выполнения мелких поручений. Изображение летящих на празднование Вальпургиевой ночи богомерзких баб украсило нотгельд города Брауншвейга с редким номиналом в 1 марку и 60 пфеннигов.

Там, помимо черного козла и свиньи, использовавшихся ведьмами в качестве транспортных средств, на спине одной колдуньи нетрудно рассмотреть и черного кота.

Это интересно

Спрашивается, откуда у представителей церкви такая неприязнь, даже ненависть к безобидным зверюшкам? Еще абсурднее их отношение к кошкам выглядит в связи с тем фактом, что именно глава католической церкви – папа Григорий I (590-604) – распорядился разводить и содержать кошек при монастырях. Говорят, он так сильно был привязан к своей кошке, что всегда и везде носил ее с собой, пряча в широком рукаве рясы.

Кстати, и среди представителей иных религиозных направлений были заядлые любители кошек, например, пророк Мухаммед. Была любимая кошка и у знаменитого персидского поэта и мистика ислама Джалалуддина Руми (1207-1273) – основателя ордена танцующих дервишей. По легенде она была похоронена у стен его мавзолея после того, как, перестав есть с момента кончины своего господина, умерла на седьмой день от истощения. Средневековый портрет Руми, танцующих дервишей, как и минарет мавзолея в городе Конья, рядом с которым погребена любимая кошка мистика, можно увидеть на турецкой купюре в 5000 лир 1985 года.

Это интересно

Особым расположением к себе со стороны человека кошки пользовались в женских монастырях Европы. Часто монашки их там так баловали, что понятие «монастырская кошка» у людей раннего Средневековья ассоциировалось с лакомкой. Но именно беззаботная жизнь кошек при мужских монастырях привела к тому, что монахи очень скоро изменили свое отношение к ним. Песни мартовских котов и их любовные похождения постоянно мешали братьям во Христе молиться и медитировать. Постепенно это привело к тому, что за монастырскими стенами остались только коты. Да и тех служители культа кастрировали от греха подальше. Кстати, принято считать, что первыми кастрацию котов стали практиковать именно монахи.

Кошачьи песнопения нередко приводили к курьезным, а порой и просто забавным ситуациям. Однажды по вине вытягивающего «любовный романс» кота целую ночь не могли сомкнуть глаз жители небольшого города на севере Германии. Случилось это в Лютенбурге (земля Шлезвиг-Гольштейн) в 1848 году в самый разгар Датско-прусской войны (1848-1850). Причем, само это происшествие вошло в историю под комичным названием Бутэрмильхкриг (Buttermilchkrieg), что по смыслу можно перевести, как «Война пахты******». В начале 20-х гг. прошлого века ей даже была посвящена целая серия локальных платежных средств.

А дело было так... 21 апреля 1848 года одна из жительниц Лютербурга увидела на горизонте парус какого-то судна. По непонятной причине женщина приняла его за вражеское - то ли она была слишком впечатлительной, то ли напуганной слухами о приближении датской армии, то ли просто давно не видела никаких кораблей. Как бы там ни было, но она поспешила в город, сообщая каждому встречному о неминуемой угрозе. К вечеру весь Лютербург обсуждал последнюю новость и сильно переживал. А ночью случился такой казус: одному хулигану не давал спать орущий на крыше дома кот. Не долго думая, парень взял отцовское ружье и пальнул в нарушителя покоя. Эта сцена прекрасно передана на одном из нотгельдов упомянутой выше серии.

Это интересно

Что случилось с бедным животным - не известно. Но вот разбуженные выстрелом горожане до утра гадали, уж не датские ли шпионы устроили на улицах пальбу?! Дошло до того, что на следующий день с целью защитить родной город, собралось целое ополчение. Вооружившись, кто чем, люди решительно отправились на побережье. Какое же было их недоумение, когда чудовищная ошибка открылась! В причалившей к берегу лодке находился всего один человек (который к тому же еще и говорил на родном языке), а при нем - целая свора поросят. Выяснилось, что он вез хрюшек на продажу, но, не доплыв до места назначения, свернул к Лютенбургу, в надежде купить пахты, чтобы накормить своих неугомонных пассажиров...

Еще древние германцы поклонялись дикому лесному коту, считая его священным животным владычицы девяти миров богини Фрейи. А в ее небесную колесницу были запряжены девять серых кошек. Это, пожалуй, самые ранние упоминания о кошках в эпических сказаниях древнегерманских народов.

С диким лесным котом связана и одна из гарцевских******* легенд, причем ее главный персонаж оказался отображен сразу на нескольких нотгельдах Германии. Это и бона из города Тале номиналом в 75 пфеннигов 1921 года (крайнее изображение слева), и монета в 2 марки 1921 года.

Это интересно

По легенде, один охотник встретил в лесу этого самого лесного кота. Он собрался, было, уже выстрелить в него из лука, как дикий зверь вдруг заговорил человеческим голосом. Кот попросил не убивать его. Как оказалось, перед охотником на дереве сидел заколдованный виночерпий. Он был проклят людьми за махинации с вином, и после смерти должен был триста лет бегать по гарцевским лесам в облике мохнатого и полосатого зверя. «Мне осталось всего несколько лет, и я не хотел бы умереть в зверином образе», - взмолился проклятый виночерпий.

Мало того, кот еще и пообещал охотнику показать, где зарыт большой клад с золотом, если тот отпустит его. Так и вышло: человек оставил зверя в покое, нашел и вырыл клад, а на вырученные деньги построил в лесу таверну. Кстати, гостиный двор «Лесной кот», и по сей день стоит там, где по легенде его отстроил везучий охотник, и по-прежнему радует своих гостей превосходной кухней – в основном блюдами из лесной дичи.

Это интересно

Примечания:

* слова из песни «Кошки» Жаны Агузаровой. (Пр. авт.)

** Коллекционирование актуальных и вышедших из обращения бумажных денежных знаков и их заменителей. (Пр. авт.)

*** В 20-х гг. прошлого века немецкое государство охватила жуткая инфляция. В результате огромного дефицита разменной монеты и финансовой неустойчивости рынка деньги кроме Рейхсбанка печатали еще 5800 эмитентов. Среди них – городские администрации, всевозможные общины, крупные и даже мелкие компании. Эти в большинстве своем малоформатные боны получили название денег чрезвычайной ситуации, или нотгельдов. (Пр. авт.)

**** Вышедшие из обращения банкноты и их заменители. (Пр. авт.)

***** Очень может быть, что «белая кошка» в данном конкретном случае символизирует основное богатство средневекового Бад Зальцуфлена – соль. (Пр. авт.)

****** Пахта - жидкость, остававшаяся после того, как из сливок сбивали масло. (Пр. авт.)

******* Гарц – обширная горная область в северной части Германии (земля Заксен-Анхальт). (Пр. авт.)

Рольф Майзингер Увлекательным историям, рассказанным банкнотами мира, посвящены и актуальные книги Рольфа Майзингера: «История банкнот. Тайны бумажных денег» (2011) и «Деньги мира. Легенды и факты» (2012)


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: