Часто ли в минуты одиночества, душевного разлада, беспокойства, зыбкого состояния своей невостребованности вы берете альбом с семейными фотографиями? Уж поверьте мне - это старый испытанный способ отвлечься от грустных мыслей, окунуться в свою молодость, в дни, которые теперь нам кажутся наисчастливейшими…
Сажусь рядышком с сестричками, и мы начинаем путешествие в прошлое. Конечно, в первую очередь раскрываем мамин альбом, в котором хранится память обо всей нашей родне: братья и племянники, тетушки и дядюшки, соседи и дальняя «вода на киселе»… Похороны и свадьбы, проводы в армию и прощание мамы с родной деревней, когда мы увозили ее к себе на городское житье. Бережно сохранила она снимки наших детских лет: на крылечке в школе, у плетня с друзьями, на речке и сенокосе, у дома, перед тем, как идти рыть картошку. Это самый хрупкий по временному отрезку и самый дорогой для воспоминаний слой нашей жизни, отраженный на черно-белом фоне. И плачем, и вздыхаем, а где и смеемся от души!
А вот наш первенец, ему нет еще и месяца, а тебе… Боже, да всего лишь двадцать пять! Маме, нашей маме как раз столько, сколько тебе сейчас, и она здесь еще такая молодая! И у тебя вся жизнь впереди, и ты не знаешь, что будет еще два сына, а потом появится внук, затем – второй. К 35-летию супружеской жизни вы дождетесь появления первой внученьки, а через два года с небольшим – еще одного внучонка.
Вместе мы прошли все этапы младенчества, подросткового «крученого» периода, становления и ломки характеров, ошибок и удач, побед и поражений, радостей и огорчений, встречи ожиданий, прощаний и надежд. В судьбах наших детей, как и внуков, мы видим сегодня на склоне лет еще и свое отражение, лучшее повторение.
Но кого повторяем мы? Оставим ли нашим детям, взрослеющим внукам путеводную ниточку о том, кто зачинал род наш и племя? Какими были наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки, как звали основателей нашей фамилии? Отыщут ли они фотографии в семейном альбоме или какие-то другие зарубочки в памяти?
Недавно в Интернете буквально наткнулась на один блог, на страницах которого опубликована документальная повесть моего земляка Николая Фирсанова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», где он указывает родовые корни моей родной бабушки Пелагеи Никитичны Заруцкой и даже называет место, откуда по екатеринскому указу выехали на поселение ее родители. Вот отрывок из этой повести: «Все Заруцкие в девяностых годах девятнадцатого века отправились из деревни Спояковка Пречисленской волости Старобельского уезда (ныне Луганская область Украины) на поселение в Уссурийский край. Ранней весной 1892 года … на месте кладбища они остановились и решили обратиться к башкирам с просьбой дать им земли в аренду.
Часть земель башкиры выделили в долине речки Акбарда. Сюда поселилась ветвь Заруцкого Василия с сыном Федотом. Это мои прадедушки пятого и четвертого колена. Они образовали деревню Акберда. По речке Самазы поселились и образовали хутор ветвь Заруцкого Стигнея с Аксиньей. Это мои пра-пра дедушка и бабушка.
Назвали хутор русская Чумаза, в отличие от Чумазы башкирской. По речке Скалык, неподалеку от башкирской деревни Киргизбаево поселилась ветвь Заруцкого Парфена с Авдотьей. Это мои прадедушка и прабабушка. Позже, уже накануне Первой мировой войны один из его сыновей – Никита Парфенович с молодой женой Еленой отделился и взял землю на противоположном берегу речки Ускалык (в народе Скалык). Так и вошло в историю это поселение под названием хутор Заруцкого Никиты».
А теперь давайте обратимся за советом к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который в своей замечательной книге «Письма о добром и прекрасном» замечает по этому поводу: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их…»
…Мне очень нравилось бывать в гостях у многочисленной деревенской родни. И свой визит я всегда начинала с осмотра фотографий на стенах передней избы, вставленных в простые рамки под стеклом. Видя мое искреннее желание рассмотреть всех и обо всех расспросить, хозяева дома с гордостью и умилением поведывали такие чудесные истории, которые не каждому расскажешь.
Сегодня стены наших домов и квартир украшают модные эстампы, картины и редко - снимки родичей, даже детские фотографии иные стараются упрятать подальше от общепринятого порядка в доме. Может быть, кому-то кажется, что выставлять напоказ жизнь своей семьи – это, как бы, анахронизм, но вот наши родители так почему-то не считали.
Да, в годы их молодости фотография только входила в быт простого советского гражданина. Но с каким удивлением и восхищением любовались они тогда на свои изображения, отмечая, что никто из близких не обделен красотой, умом, силой, сноровкой. Именно это фотографическое отображение их лиц и характеров было достаточным и убедительным подтверждением того, что они ЕСТЬ, и что эта ПАМЯТЬ надолго запечатлится на маленьком кусочке бумаги или картона.
Мне вспоминается визит в нашу деревню заезжего фотографа. Почему-то работал он только внутри помещения, хотя натура на фоне красивых холмов, поросших лесом, была замечательная! А серебристые переплетения плетневых заборов, колодезный журавль или высокая горка напиленных поленьев у стены бревенчатого сарая - о таком экзотическом фоне мечтает каждый современный фотохудожник.
А тогда… Проще было сфотографировать всю семью, усадив старших на табуретки или скамейки, а деток - к отцу, матери на колени. Так получилось и у нас. Просторной стены в нашей избенке не оказалось, так как простенки между окнами были небольшие, и фотограф попросил маму занавесить вход в заднюю избу светлой простынею, после чего начал всех расставлять и рассаживать. Старшие сестры встали позади родителей, нас уместили между их колен, заодно замаскировав мамин живот - она в это время носила под сердцем самую младшую Любашку.
Как потом рассказывала мама, отец непривычно для себя перекрестил ладони на коленях, прикрыв тем самым на одной из них маленький шестой палец. То ли застеснялся, то ли посчитал необязательным выставлять свою шестипалость на показ.
На этом единственном семейном фото нет с нами рядом Дуси, самой первой дочки супругов Барановых. Она в это время училась на каких-то курсах. Но именно она сумела сохранить в своем девичьем альбоме этот памятный и дорогой нам снимок. К ее 70-летию наш сын Антон отсканировал и отретушировал его, вставил в красивую рамку, и теперь наша семейная реликвия занимает почетное место в ее доме.
Импортную мебельную стенку сестрица превратила в фотогалерею, где красуется вся наша большая родня. И когда мы приходим в гости, я по старой привычке обращаю свой взор на милые и родные лица. Вот племянницы-красавицы Надя, Вера, Ирина, их дети и внуки, а вот и внуки, и дети Дуси и Коли. А тут экзотические картины мирного Ирака, где три года прожили супруги Тиковцевы, помогая арабам бурить скважины в поисках нефти.
Вы, конечно, наверняка заметили, что в последнее время очень мало публикуется снимков пожилых и старых людей. Молодость, красота, гламур так и брызжут со страниц глянцевых журналов и еженедельников. Людей так называемого третьего возраста как бы не существует. И если показывают стариков, то непременно согбенными, нищими, выискивающими в мусорных баках чужие пожитки или объедки с богатого стола «новых русских».
Да и к чему, полагают редакторы этих изданий, напоминать молодым о том, что их ждет лет через двадцать, тридцать. Пусть они подольше пребывают в счастливом заблуждении, что золотая пора их жизни будет длиться долго-долго. Но старость по-своему красива, величественна, к тому же она обладает несравненными преимуществами перед молодостью - она мудра и бережлива, хрупка и ранима, и должна быть оберегаема детьми и внуками.
Прошли годы. И теперь, когда я лихо освоила технологию обработки старых фотографий, научилась верстать слайдовые ролики с музыкальным фоном, снимки «всех времен и народов», то есть моих родных, земляков обрели вторую, а, может быть, и вечную жизнь. На сайтах в Интернете мои фильмы, посвященные любимому городу, родне, семейным событиям, землякам, путешествиям по российской глубинке, просматривают и оценивают сотни людей, из которых многие мне совершенно незнакомы, но им понятна и близка тематика этих незамысловатых сюжетов.
Нас все больше и больше притягивает к себе малая родина, простая жизнь, наполненная заботами о детях, внуках, друг о друге. В моей фильмотеке скопилось с десяток роликов, посвященных событиям из жизни города и его обитателей.
Земляки охотно делятся своими фотоархивами. А внуки мои, стоит только им прильнуть к монитору моего компа, спрашивают: «Что новенького, бабушка, ты натворила?» Отвечаю с улыбкой: «А вот, пока ваш отец и мой сын строился, собралась коллекция фотографий и видеосюжетов. Фильм уже готов. Сейчас скачаю вам, а вы вечерком окунитесь в недавнее прошлое. Сравните, что было и какое чудо вы вместе сотворили – и дом, как игрушка, и усадьба, и вы сами вон как вымахали!»