ТОПОС

Тайна топоса – тайна места – тайна кода…
Тайна топоса – тайна места – тайна кода…

ТОПОС

Модель солнечной системы, установленная в парке на приподнятом, большом, круглом, блестящем камне; полые тела планет – постучи, ответят гулко – размещены на подставках, а в центре, на возвышении дан лик солнца – с волосами расходящихся лучей.

Планеты подписаны, и малыши, играющие в недрах модели, спрашивают родителей:

- Это что? А это?

Мальчишка запомнил – кидается, обнимает:

- Эо нася земья…

Он прижимается к ней щекой, и нежная кожа соприкасается с грубым рельефом Африки.

- Эо моя земья… - Добавляет малыш, и, оторвавшись, бежит, - бежит кругами, и отец, играя, ловит его, сажает на Сатурн, снабжённый массивным кругом:

- Вот, сынок, и оседлал ты кольца Сатурна. Сразу все.

Малыш смеётся.

Золото мая, расплавленное злато солнечных лучей без всякой алхимии преображает листья, делая их необыкновенно яркими и вместе прозрачными.

Топос – просто место, если буквальный перевод может быть приемлем в расплавленном потоке современности, мешающей то и это с энергией, недоступной прежним десятилетиям. Ибо именно место определяет бытование: жизни, идеи, роста.

Малыш съезжает с колец Сатурна, и, подхватив камешек, блеснувший серебряной капелькой на солнце, бежит по аллее парка, посыпанной красноватым песком.

Место наблюдает за малышом, не раскрывая своих кодов – наличествующих у каждого, как имя у человека.

Так думает отец, спешащий за малышом; и люди, идущие навстречу, вписаны в ауру места точно так же, как мысли отца в общую динамику его конкретной жизни.

Конкретной настолько, насколько продолжена она быстро бегущим мальчишкой, чьи предпочтения были выражены только что: Земля и Сатурн.

Ибо предпочтения это тоже топосы, как арки культурологии, вмещающей в себя суммарные мерцания смыслов.

- Мам, купи мороженое.

- Ты видишь где-нибудь ларёк?

- Не-а… А мальчишки вон ели…

Тайна топоса остаётся неразгаданной, пусть даже малыш и спешащий за ним отец исчезли за поворотом, унося с собою свои миры: большой и поменьше.

Чёрные шарики вороньего грая, летящие с древес – и бессчётные лица листьев.

- Интересно, а листьев больше на свете, чем людей?

- Конечно, во много раз.

- Откуда ты знаешь?

- Ха-ха… Не отвечу. Однако уверен.

Двое сидят на белой скамейке, курят, и вензеля дыма на мгновенья обозначаются в воздухе – чтобы слиться с ним, проиграв ему.

Двое обсуждали нечто – бурно, мощно, взахлёб… Закурили потом. А затем возникла мимолётная тема листьев – и лиц.

Тайна топоса – тайна места – тайна кода… Цепочки имён. Бесконечность листвы.

Темы и аргументы мерцают опаловыми категориями, и математическая логика уверенным, точно скальпель, высверком стремится лишить фантазии зазевавшегося поэта, глядящего на лица окон высокого дома, и тщащегося подобрать рифму к слову топос.

СТАРЫЕ СОВЕТСКИЕ НЕДРА

- Бровеносец зашёл в потёмки!

- Вестимо!

Плывёт над дачами, плутает в зелени ветвей шашлычный дым, ароматно сочное мясо, и на врытом в землю столе уже полнятся тарелки: всё из парников да с грядок: помидоры, огурцы, лук, укроп, чеснок.

- Эдь, заходи, всё готово!

- Идём. Галя, кончай возиться, Егоровы ждут.

Савельевы построили парилку, и каждую субботу устраивают райское отдохновенье: распаренный хозяин, завернувшись в простыню, выскакивает, отдуваясь, хлещет пиво, и ребята его – красные, довольные – вываливаются за отцом…

Едут на машинах на Юг, едут по две-три машины, гладко пластается асфальт, блестит, как намасленный, и раскрывается Союз, развёртывается бесконечным пространством: вот Украина сияет, и Киев ослепляет своей роскошью, вот Одесса отвалилась, и море, море впереди, кемпинг, или снимут две комнаты в частном домике, будут по утрам бегать купаться, валяться часами на пляже…

Осень грозит, осень грядёт – кому родное НИИ, и начальник, бывший однокашник, достал придирками; кому школа…

- Сынок, по алгебре надо подтянуться!

- Па, я не понимаю ничего…

- Я знаю, ты у меня гуманитарий, но всё же…

Был сынок председателем совета отряда, да рванул его душу пубертатный криз, отказывается выходить из дома, пробивают родители частное посещение, индивидуальное обучение: было можно в редких случаях.

Дворы, мячи, компании.

Дворцы пионеров, бессчётные кружки.

- Ма, смотри, я картину принёс.

Гордо достаёт из портфеля акварельку свою, мать всплескивает руками:

- Да ты у меня художник!

Газеты на стендах, останавливаемся, читаем…

В клуб нумизматов по субботам: на столах разложена мелочь, а под столами – истинные сокровища: старое серебро бременит западные и самодельные альбомы.

Едут трамваи, едут троллейбусы, подземные миры метро сияют вернисажем. Выставки, музеи, книжный дефицит.

В букинистическом:

- Мужчина, чем интересуетесь?

Пожилой, интеллигентный, в очках смотрит на очевидного делягу, тем не менее, говорит, что хотел бы приобрести; выходят из магазина, в арку свернув, останавливаются во дворе, и из портфеля извлекается вожделенное.

- Как достал этот маразм старческий!

Телевизор сер, партийная нудятина отвратна; макароны разламываются, мяса не достать.

- Сынок, купишь молоко, кефир, хлеб.

- Ма, я хочу рогаликов!

- Сынок, сегодня не получится. Знаешь же, папа пока ищет работу, живём впритык.

Он хотел бы и мороженого, и модельки машин, но…

Снег, елочный, пушистый, великолепный, декабрьский снег; скоро каникулы, и поедешь к родным в Калугу – будете кататься на лыжах, слетать с гор на обледеневшую, в белый чехол убранную Оку…

Скоро всё кончится: и счастье, и кошмар… Скоро Союз разлетится – собирай, удерживай куски в памяти: пёстрые клочки, мозаику детства.

Собирай.

Удерживай.

МАССОВКА

Дощатая, криво сколоченная, скрипучая лестница вела наверх, казалось в будку, но на деле в довольно пространную комнату, по периметру заставленную столами, диванами, стульями…

- Тут у тебя жить можно.

- Вполне. Есть не хочешь?

- Нет. Спасибо.

Мониторы компьютеров на столах пестро мерцали, в лоточках, завёрнутых в фольгу, были, очевидно, салаты и другая еда.

В павильоне велась съёмка сериала, и один приятель, работавший администратором на оной, позвонил другому, попросил сняться в массовке, - выручи, как сказал, ибо забыл набрать людей.

И вот второй, никогда не видевший съёмки изнутри, ничем толком не занятый, отправился, ибо жил неподалёку.

Суета обступала, вовлекала в себя сразу: все носились, перемещались, кричали; проходили люди с огромными сумками, другие сидели за столами, пили кофе, решали кроссворды, пожилая тётка вязала.

- Бестолковщина какая-то, - пожал плечами пришедший.

- А ты как хотел! – засмеялся работавший администратором.

На поясе у него висело переговорное устройство, которое время от времени начинало пищать, он снимал его, говорил что-то, вешал назад, нажав кнопку.

- Ну, сейчас начнётся.

Опять устройство запищало, приятель, говоря в него, махнул другому, и пошли по лестнице вниз, пересекли небольшую площадку, оказались в коридоре, изображающем полицейский участок.

В клетке сидел человек, другие ходили взад-вперёд, режиссёр кричал.

- Что делать-то?

- Садись и сиди. Тебя снимать будут, ха-ха.

И убежал, показав на откидной стул у стены.

Он сел. Более-менее всё утихло, и пошло съёмочное движение.

Две актрисы – постарше и помоложе – шли по коридору, изображая ссору, за ними ехала камера, люди за нею были сосредоточены и деловиты, а парень, несущий чёрный хвост шнура, светился глупой улыбкой – точно совершал нечто важное, чего и сам не понимал.

Актрисы переигрывали, режиссёр кричал на них, всё повторялось.

Сидя на откидном стуле, думал о нелепых движениях, в результате которых получится очередная серия пустого, мыльного…

…вспомнилось почему-то: много лет назад, посреди пьянки, которые тогда шли чередой, один из тогдашних знакомых спросил: А у тебя не бывает ощущения, будто ты один – совсем один на свете? Что ответил тогда? И не вспомнить. А с ощущением этим жил.

Актрисы шли вновь, вновь ругались, снова ехала за ними камера.

Потом раздалось: Стоп! Снято!

Люди стали толпиться, и администратор, забывший собрать массовку, подошёл к приятелю своему, вставшему с откидного стула.

- Всё что ли?

- Ну да…

- Ты ещё долго?

- Довольно.

- Ну ладно, пойду.

- Как тебе впечатления?

- Да никаких, в общем.

Что не смогут заплатить - приятель сказал, когда звонил.

И вот он вышел из павильона, оглянулся, оглядел его – огромный массивный; и дальше, по знакомой почти наизусть ВДНХ пошёл, точно впитывая роскошный июньский вечер, перебирая взглядом зелень, фонтаны, фасады других павильонов.

Он шёл домой. Он думал о призрачной условности всякого человеческого действия – при каком-то повороте на микрон оно могло бы стать своею противоположностью, или вовсе исчезнуть.

Он вышел через главный вход, пересёк асфальтовый большак, и, свернув, растворился в человеческой плазме.

Александр Балтин


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: