А что такое услуга вообще? Понятие услуги включает многое – это и совершенный поступок, и оказанная помощь, поддержка. Иногда, даже просто выслушав и посочувствовав, тоже можно оказать большую услугу человеку. И, кроме того, априори предполагается, что услуга – это то, что принесет кому-то пользу, то есть доброе дело во имя чьих-то интересов.
Так ли это на самом деле? Излишнее усердие в народе издавна называют «медвежьими услугами», так что основное правило этикета в этом плане – оказание услуг только тогда, когда об этом просят. Навязанная услуга может вызвать дискомфорт у «облагодетельствованного» нами человека, особенно, если в наших услугах не было особой нужды.
Вот и получается, что, с одной стороны, есть благие намерения и готовность совершить некое деяние, которое по вашему разумению будет полезным для другого человека, а, с другой – ваши действия могут оказаться не только ненужными, но и принести вред, неудобство и вызвать совершенно другой эффект, нежели вы ожидаете.
Всем знакомо слово «этикет» и его значение. Все мы стремимся произвести впечатление на людей в обществе своими манерами, умением вести беседу, образом жизни. Нам даже свойственно чуточку привирать. Но, как часто мы забываем о том, что наша семья – это маленькое общество, в котором тоже нужно вести себя по правилам.
Зачастую все случается наоборот. В домашних условиях с человека слетают все маски, и порой мы видим не учтивого, галантного гражданина, а деспота и тирана. Это совершенно неправильная позиция, поскольку семейный этикет – это основа основ всех отношений, восприятия мира и окружающей среды.
Нас формирует не общество, а домашняя среда. Дети – это уменьшенная копия родителей, они копируют все – манеры, речь, жесты. Глядя на то, как ребенок ведет себя в детском саду или в школе, можно понять, какая атмосфера царит в семье малыша. Поэтому и существуют правила семейного этикета, которыми не следует пренебрегать.
Каждый знает, что такое этикет - это свод определенных правил регулирующих поведение человека в обществе. Эти правила формировались не одним десятком лет, и до той поры, пока они были нормами, вежливость, внимательность и уважение были в центре межличностного общения.
Сегодня, к сожалению, эти правила признаются многими в обществе старомодными, но разве плохо, когда мужчина откроет перед женщиной дверь, а не вытолкнет ее из лифта, торопясь на работу? Сегодня грубость и хамство все чаще вытесняют из общения вежливость и дружелюбие. Но почему? В чем причина такого неприятия этикета?
Именно в детстве формируются нормы и правила поведения личности в обществе. Культура общения закладывается с самого рождения и формируется в семье. Дети берут за правило поведение взрослых, поэтому прежде, чем требовать от ребенка соблюдения правил этикета, стоит начать соблюдать их самим.
Вежливым быть не обязательно – такое впечатление складывается в наши дни довольно часто. Бытовое хамство, рабочие конфликты, хамство государственных служащих, хамство клиентов, пациентов, покупателей по отношению к обслуживающему персоналу и не меньшее хамство персонала по отношению к вышеперечисленным категориям граждан – всё это стало, чуть ли не нормой. Стоит ли упоминать про систематические семейные ссоры, про ссоры детей с родителями и наоборот?
Мы стали конфликтны, это факт. Но конфликтность свойственна людям, и это тоже факт. Вежливый человек при неизбежности конфликта будет так же предельно вежливо «ставить на место» своего обидчика. Только вот это искусство практически утеряно. Так что же происходит?
Одна моя знакомая пожаловалась недавно на то, что оказалось в эпицентре конфликта на работе, причём, совсем не старалась в этот эпицентр попасть. Двое её коллег «методом войны» пытались выяснить, кто из них больше «погибает на работе». Мою знакомую сначала пригласили в качестве рефери, а уже через две минуты она оказалась виноватой для обоих. Её авторитетное мнение не устроило обе стороны. «Меня трясло еще часов шесть после этого, - рассказывает она, - я просто в шоке была от того, насколько неожиданно все случилось, и как я вдруг оказалась для всех виноватой!»
Пожалуй, каждому с детства известно о нормах поведения и правилах хорошего тона. Но для каждой эпохи понятие приличных манер свое. И если несколько веков назад вытирать руки о скатерть или есть лежа считалось определяющим фактором воспитанного человека, то сегодня это вызывает, по крайней мере, удивление.
Несколько столетий назад обморок считался признаком хорошего тона
Как известно, сентиментальные барышни прошлых столетий частенько падали в обморок. Бытует мнение, что слишком туго завязанные корсеты не позволяли дамам свободно дышать, и те от недостатка кислорода теряли сознание. Отчасти это верно. Но со временем обморок стали использовать как прием внезапно уходить от ответа на щекотливый вопрос. Да и чтобы привлечь к себе внимание окружающих, тоже можно было картинно опуститься на пол, закатив глаза.