Каждый раз, забирая ребенка из детского сада, мне приходилось выслушивать, какая она непоседливая - все дети сидят рисуют, лепят, а этой все нужно что-то строить, бегать, лазить… Наконец, я не выдержала и попыталась объяснить воспитателям, что у нее такой темперамент, что ей трудно долгое время сидеть спокойно – она должна двигаться, проявлять активность, а тихие игры не для нее. И выход только один – занять ее делами, то есть, направить ее энергию в полезное русло.
Спустя какое-то время другие родители стали мне рассказывать, что моего ребенка заставляют работать в то время, когда остальные дети играют. Она собирает бумажки, переносит стульчики, кормит рыбок, поливает цветы и так далее. А воспитатели перестали жаловаться, более того, они начали хвалить мою дочку за помощь. А та, гордая и довольная собой, наконец-то, стала с радостью ходить в детский сад, а дома каждый вечер рассказывала, как помогала воспитателям и нянечке.
Свою проблему я решила, но сколько еще детей мучаются от того, что их пытаются заставить переломить себя, навязывают поведение, противное их темпераменту. В результате плохо всем – и детям, и взрослым – все испытывают дискомфорт, все недовольны друг другом.
Вы помните, как подрастал ваш ребенок? Ну, когда мир открывался перед ним во всей красе, и он пытался в нем найти себя?? Помните его первое "Я сам!"? Помните, как он старательно доказывал и вам, и самому себе, что он уже «большой» и все умеет?? Как учился что-то делать в первый раз?
Я помню... моя дочь, глядя на меня, захотела научиться стирать. Посредине кухни стоял на табуретке тазик с водой, а маленькая дочка отчаянно терла носочки, пытаясь довести их до абсолютной белизны. Я смотрела на все это с умилением и терпением, но не мешала. Когда носочки были отстираны, долго ее хвалила, а потом… потом отмыла ребенка, перестирала всю ее одежду, вымыла кухню, полностью забрызганную водой, но ни разу не дала понять, что от ее стирки вреда больше, чем пользы.
Сколько подобных случаев было потом – не расскажешь. И каждый раз я старательно давала возможность ребенку самому сделать что-то, самому принять решение, самому довести начатое дело до конца. Даже сейчас удивляюсь, откуда у меня было столько терпения и мудрости. Ведь куда проще сделать все самой побыстрее и отправиться смотреть телевизор или поваляться с книжкой на диване.
Одна из основных воспитательных ошибок, которую многие родители совершают из самых лучших побуждений, это постоянный и строгий контроль, чрезмерная неусыпная бдительность, которая превращает жизнь ребенка буквально в хождение по одной половице.
Причем, часто именно эти родители по разным причинам уделяют детям слишком мало внимания. Подменяя искреннюю заинтересованность в делах ребенка установлением четкого распорядка и контролем над его выполнением, родители убеждены, что все делают правильно, и их чадо в таких условиях будет четко представлять свои обязанности и неукоснительно выполнять их.
Ребенку предписано строгим родительским указанием решительно все: во сколько надо приходить домой, сколько можно смотреть телевизор, когда надо мыть руки, ложиться спать, когда читать и играть... И он подчиняется, но вовсе не потому, что понимает правильность или полезность распорядка дня. И слушается не потому, что уважает родителей и доверяет им. Причина простая – он боится быть наказанным, страшится родительского гнева, скандалов, ругани, упреков.
Одни родители жалуются, что ребенок почти не ест, а другие ругаются, что он постоянно таскает сладости и жует что-нибудь. И то, и другое – не повод для ругани, а назревшая необходимость подумать о культуре питания у детей.
То, что количество детей, страдающих ожирением, растет из года в год, ни для кого не секрет. Да, есть категория детей, у которых с рождения отличный аппетит. Как правило, упитанные малыши подрастают у таких же упитанных родителей. Это генетика, с которой трудно спорить.
Но здравомыслящие родители, которые, наверняка, и сами в детстве и в юности страдали от лишнего веса и многочисленных комплексов по этому поводу, должны задуматься об уготованной такой же судьбе для их ребенка. И выход, безусловно, есть. Нужно с самого раннего детства приучать детей питаться рационально и сбалансировано, соблюдая режим и избегая всевозможных перекусов, фастфуда, избытка сладостей и пр.
Начался последний месяц лета, и скоро прозвенит школьный звонок. Для кого-то он будем самым первым, ознаменовав собой новый период детской жизни. Понятно беспокойство родителей будущих первоклассников, ведь, кто знает, как приживется ребенок в школе, как будет справляться со школьными заданиями – да мало ли проблем может встретиться на пути у малыша и, конечно, у его родителей тоже.
Перед началом учебного года возникает вопрос, а готов ли ребенок к школе? Чтобы понять это, стоит прислушаться к мнению детских психологов, которые выделяют несколько основных критериев готовности детей к школьному обучению.
Один из первоочередных критериев – физическая готовность ребенка, и это не случайно, так как обучение в школе – действительно большая нагрузка. Чтобы понять, насколько ваш малыш здоров, и сможет ли он выдержать все, что его ожидает в первом классе, стоит проконсультироваться с детскими врачами. И, если у вашего ребенка обнаружатся серьезные проблемы со здоровьем, то лучше воспользоваться специальными формами обучения.