Одалживание денег, как и прочих вещей, - услуги особого характера. При условии соблюдений некоторых правил, неприятных проблем, связанных с оказанием или с просьбой об этой услуге, у вас не будет. Но, попросив об одолжении или же оказав его кому-то, будьте особенно тактичны и внимательны друг к другу.
Не будет ничего дурного, Если, давая в долг деньги, вы сразу же оговорите срок их возврата, хотя, желательно, чтобы занимающий деньги сам назвал срок, когда он собирается вернуть долг. Если знакомый заметно медлит с отдачей денег, вполне допустимо ему об этом напомнить. Вежливее будет, напоминая о долге, сослаться на предстоящие вам расходы. При этом должник обязан извиниться и указать новый срок (если в настоящий момент не располагает нужной суммой).
В данной ситуации одинаково неприятно как напоминать о таких вещах, так и выслушивать подобные напоминания. Лучше этого просто не допускать. Если вы не можете вернуть деньги в срок, скажите об этом и спросите одолжившего, может ли тот еще подождать. Если нет — займите нужную сумму в другом месте и с благодарностью возвратите в «первые руки». Если сроки не были оговорены заранее, то обычно подразумевается, что долг будет возвращен в течение месяца (т. е. за период одной зарплаты).
Все мы – живые люди, и с нами всякое может случиться в самый неожиданный момент. Как вести себя в ситуации, когда вы оконфузились, как сгладить неловкость и вести себя дальше?
История этикет рассказывает один случай, который произошел во время застолья у императора Марка Аврелия. Один из придворных, мучимый газами, крепился до тех пор, пока не помер от напряжения. Расстроенный этим инцидентом, император издал приказ о том, чтобы никто отныне за столом не сдерживал естественных порывов своего организма, и даже велел учредить культ бога желудочных газов Крепитуса.
Это – время давно прошедшее, но в аналогичной ситуации одна из женщин, попавших в такое положение, оконфузившись за праздничным столом, едва не наложила на себя руки.
Как часто в компании или на свиданиях, при встречах со знакомыми мы мучаемся, выбирая тему для разговора. Если с друзьями и близкими нам людьми все значительно проще – имеются общие интересы, дела, то в других ситуациях вместо приятного времяпровождения в гостях или на вечеринке, в длинной дороге или на отдыхе, у нас возникают заметные проблемы и, как следствие, испорченное настроение.
А еще довольно часто мы попадаем в неовкие ситуации не из-за скованности и неумения поддержать разговор, а как раз из-за того, что не промолчали, высказались критически в чей-то адрес, не сумели дослушать до конца, выбрали неверный тон и пр.
Умение вовремя промолчать зачастую важнее способности найти подходящие слова. Если вы хотите научиться этому, то примите во внимание, каких тем не следует касаться в разговорах. Опасной может оказаться так называемая «национальная» тема. Вы можете не знать национальности вашего собеседника или его отношения к этому вопросу вообще. Тогда, высказывая свои соображения, вы можете задеть или оскорбить его национальные чувства. Особенно, если это касается вашей неприязни или агрессивности в адрес какой-то конкретной национальности.
Комплименты — это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом и пр.. Облеченный в вежливую форму, комплимент всегда доставляет удовольствие, потому что в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия, да и приятные слова в свой адрес всегда нравится слышать. А еще комплименты составляют немаловажное подспорье для создания приятного настроения в обществе.
Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым. Если говорить комплименты нечасто и притом умно и тонко, они придают беседе желаемую грациозность. Наоборот, когда в комплиментах слышится подготовка, претензия или напыщенность, то они становятся смешными и пошлыми.
Грубая лесть — не что иное, как лицемерие. Она всегда неуместна, и не лучшим образом характеризует человека, произносящего такой комплимент. Впрочем, получать его тоже унизительно.
Прежде всего, еще до того, как вы наберете номер, следует подумать: не побеспокоите ли вы того, кому звоните, заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить, и будет ли ваш звонок приятен.
В некоторых случаях по телефону звонить просто не принято. Так, не принято выражать по телефону сочувствие. Если у человека несчастье, ему надо прийти на помощь, личным присутствием и соучастием помочь преодолеть горе: снять стресс, выполнить некоторые неотложные дела за пострадавшего. Если вы сами здоровы, то обойтись сочувствием по телефону просто неприлично. Исключение может быть сделано только для тех, кто болен и сам нуждается в помощи.
По телефону не принято выражать и соболезнование. Визит соболезнования наносится только в том случае, если вы уверены, что он желателен, или если близкие умершего нуждаются в поддержке. Если извещение о смерти получено еще до погребения, то надо оказать умершему последние почести и принять участие в похоронах. Если же по уважительной причине это невозможно, следует извиниться и выразить соболезнование письмом.